Что сегодня мы - родители, педагоги, общественность - можем и должны сделать, для того чтобы жизнь детей была безопасной? Об этом мы говорим с гостем «АиФ-Урал» уполномоченным по правам ребенка в Свердловской области Игорем МОРОКОВЫМ.
Учить учителей
- Игорь Рудольфович, что сегодня нужно сделать для безопасности наших детей?
- Главный вопрос! Сегодня проблема вылезла настолько, что не задумываться об этом нельзя. Наверное, мы где-то недоработали в плане профилактики и вот теперь пожинаем плоды… Хотя, надо сказать, шаги в этом направлении делаются и они эффективны.
Накануне этой летней оздоровительной компании были внесены изменения в Трудовой кодекс, согласно которым сегодня запрещено принимать на работу с детьми людей, привлекавшихся к уголовной ответственности за преступления, связанные с половой неприкосновенностью. И срабатывает! В один из уральских загородных лагерей пришел человек наниматься на работу, директор попросила справку об отсутствии судимости, что ввело соискателя в весьма нервное состояние. Не поленились. Проверили. Оказалось, привлекался именно по этим статьям.
Но здесь включается человеческий фактор. К сожалению, многие из руководителей об этом правиле даже не знают…
Второй момент. Нам сегодня важно понять причины явления. Как говорят специалисты-психиатры, «было, есть и будет». Но тем не менее… Мы сегодня заключаем договор со Следственным комитетом, который мы попросим «нарисовать» портрет педофила и проанализировать условия, которые сопутствуют совершению преступления. Дабы потом сформулировать предложения для руководителей образовательных учреждений, социальных служб и т. д.
- Я правильно понимаю, это поможет работать с детьми? То есть, грубо говоря, научить их отказаться от «конфетки-заманухи»?
- Да! Отказаться от конфетки! У нас достаточно теории, пришло время переходить в практическую плоскость - тренировать! Я видел программы западных коллег, в которые обязательно включены практические занятия. Если надо кричать - надо учиться это делать. Поверьте, наши девчонки не умеют кричать. Кто-то схватил их за руку - все, ступор. Кроме того, надо учить педагогов и родителей говорить с детьми на эту тему, и говорить правильно, профессионально, доверительно.
Чаша весов
- К слову, о доверительности. Есть ли смысл развивать специальные телефоны?
- У системы телефонов доверия столько противников! Между тем педофила в Московской области, например, обнаружили по сигналу соседей. Не надо бояться! Давайте положим на чаши весов наше мнение о том, что «стучать» нехорошо, и жизни детей!
Мы в гражданском обществе живем и отвечать должны не только за себя, но и за тех, кто находится рядом. Но новым, ответственным отношениям тоже необходимо учить. В том числе чтобы реже повторять: «человеческий фактор».
Наши проверки говорят о том, что в этом отношении далеко не все идеально. Буквально на днях приехали из Качканара. Детский дом, 38 детей там живет. Ворота открыты, на ночь две нянечки остаются… Вот, пожалуйста, человеческий фактор. Между тем ясно, что объектами насилия обездоленные дети в первую очередь и являются. Которые тянутся к людям, которым конфетку показал - и все…
- Неравнодушие не привить.
- Неравнодушию научить невозможно. Сегодня испытывается страшный кадровый голод, молодые не идут в педагогику. Меня, признаться, страшит, когда говорят: «Давайте введем в школе…». Ребята, надо для начала посмотреть, насколько сегодня школа значима для ребенка. Ведь известно, что до 70% детей (с 5-7 класса) дезадаптированы к школе. Сегодня обращение к учителю с какой-либо проблемой стоит на самом последнем месте. Педагогам не доверяют! Это проблема.
- Дети, оставленные без родительского догляда, тоже проблема.
- Я могу привести примеры, когда родители четко организуют день своих детей, и их немало. Но есть, конечно, и такие, которых надо учить и еще раз учить. Может быть, даже посредством каких-то жестких мер. Вот приняли наш закон о, как его окрестили, «комендантском часе». Меня критикуют: «Что вы его защищаете? Он нарушает права детей!». Право ребенка быть стукнутым по голове??
Этот закон принципиально важен. Это повод для разговора, в первую очередь, с родителями. Если ребенок болтается, есть смысл задаться вопросом: «Почему?».
Я убежден - во всех бедах детей виноваты только взрослые. Больше никто.
ДОСЬЕ
МОРОКОВ Игорь Рудольфович родился 10 марта 1958 года в Свердловске. Окончил Свердловское педагогическое училище, затем - Свердловский педагогический институт. В 2006 году указом губернатора назначен на должность председателя территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Чкаловского района Екатеринбурга. 2009-2010 гг. - заместитель главы администрации Чкаловского района Екатеринбурга по социальным вопросам. В настоящее время - уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области. Женат, имеет двух дочерей.
Смотрите также:
- Ликбез по-взрослому для уральских школьников →
- Уральские детишки играют со смертью →
- «Не хочу учиться!..» →