Из 8 тысяч автобусов, возящих в том числе большое количество дачников, более 30% составляют именно «дорожные пираты». Власти расписываются в своей беспомощности и борются лишь с последствиями.
Автобус в мешке
Пассажирские перевозки - крайне прибыльный бизнес. Максимально быстро барыши приносят именно нелегальные перевозки, где не нужно контролировать техническое состояние автобуса, за трезвость водителя и прочее.
Проблема с нелегальными перевозками наиболее остра на междугородных маршрутах. По данным уральского Управления автодорожного надзора (УГАДН), если число имеющих лицензию на право перевозки пассажиров около 1,5 тысячи, то количество автобусов на дорогах втрое больше - около 8 тысяч. Это означает, что владелец лицензии может иметь по несколько машин, а может просто заключить договор с предпринимателем, имеющим автобусы, но не имеющим лицензии. Однако нередко происходит, что договор становится банальной условностью и ни к чему не обязывает ни водителя, ни владельца автобуса. Чиновники в голос сетуют на недостаток сил, средств и полномочий. ГИБДД не вправе останавливать автобус иначе как за нарушение правил движения, УГАДН - не может проверять техническое состояние, областной Минтранс практически не работает с начала 2012 года.
- Вы покупаете автобус и можете, например, перевозить пассажиров по заказу. В этом случае вы имеете список пассажиров и лишь приблизительное время выезда из точки А в точку Б. Однако это нельзя считать регулярными перевозками, - отмечает начальник Уральского управления государственного автодорожного надзора (УГАДН) Сергей Назаров, объясняя технологию организации нелегального извоза. Нередко именно владельцы «заказных» автобусов и занимаются «пиратскими» перевозками, собирая пассажиров вне автовокзалов. По сути, контролировать процесс перевозок некому.
Пассажирская рулетка
По приблизительным подсчетам, из 8 тысяч автобусов от 30 до 50 процентов и есть те самые нелегалы. Они зарабатывают на маршрутах Екатеринбург - Сысерть, в Березовском, в Ревде, в Каменске-Уральском, конфликтуя между собой. Весной 2012 года дошло до того, что пираты не поделили маршрут в Сысерти, из-за чего пассажиры оказались на дороге. Очевидным следствием может быть и аварийность. Один пример: 11 апреля 2012 года на трассе Екатеринбург - Серов из-за лысой резины вылетела с дороги маршрутка. Показательно и появление ряда уголовных дел против водителей, перевозящих пассажиров на неисправной технике.
Впрочем, бесконтрольность может привести и к неочевидным последствиям. «Если перевозчик имеет лицензию, то потребительский иск можно предъявить к предпринимателю. Если же лицензии нет, то это безобразие. Это значит, что федеральные органы власти не выполняют свои обязанности. Водителю можно предъявить уже гражданский иск, но можно ли что-то с него взыскать?» - говорит руководитель центра по защите прав потребителей мэрии Екатеринбурга Андрей Артемьев.
Смотрите также:
- Свердловская ГИБДД разъяснила ситуацию с нелегальным перевозчиком в Арамили →
- Юрий Демин назвал транспортную реформу в Екатеринбурге утопией →
- В Екатеринбурге опасно ездить в общественном транспорте →