Как всегда «неожиданно» выпавший на Среднем Урале снег не только парализовал движение и ввел в «ступор» службы благоустройства в крупных городах региона. Он еще более отрезал от благ цивилизации отдаленные территории - и без того брошенные властями на произвол судьбы.
Деревня-призрак
Эта деревушка в 30 дворов затерялась среди полей в Красноуфимском районе. От Екатеринбурга до нее - порядка 210 км: если ехать не останавливаясь, увидеть покосившуюся табличку «Голенищево» можно часа через 2 с половиной.
Вот, сгорбившись, идет вдоль дороги коренной голенищевец Леонид: старый ватник, растянутые штаны, на голове - видавшая виды ушанка. Ему за 50: не женат, детей нет, живет с матерью-пенсионеркой и пропивает ее же пенсию. Пить - практически единственное его занятие. Ждет лета - тогда поиски очередной дозы спиртного разбавляются походами в лес за грибами и рыбалкой. Выловленных карпов, если повезет, можно продать заезжим горожанам. Впрочем, и рыбалка уже давно не приносит желаемого результата: рыбы все меньше. «Зарос наш пруд уже наполовину, не чистит его никто», - машет рукой в сторону водоема Леонид. Чистки пруду не дождаться - до деревни Голенищево уже лет 20 никому дела нет.
«Разваливается деревня с 90-х годов. Совхоз начали дробить, люди потащили все, что могли украсть», - рассказывает 53-летний Евгений. Родился он в Голенищево, но в 15 лет уехал учиться в Екатеринбург, да так и остался. «В деревне живут старики и несколько человек моего возраста, - продолжает Евгений. - Справные мужики, кто не пьет, на заработки уезжают в города».
Другой работы в деревне нет. Как-то еще выживают те из сельчан, у кого есть трактор: изредка они находят работу - вскопать землю, вещи перевезти… А раньше, в 70-80-х годах, была и ферма своя, и мельница, и кузница, и «Мехторг» (что от него осталось - см. фото слева), где сельчане перерабатывали зерно, и ремонтно-механическая станция. И работы тогда было полно: работали мужики комбайнерами, трактористами, водителями, конюхами, кузнецами, участковыми, женщины - фельдшерами, почтальонами, доярками.
Не осталось ничего и от сельского клуба с детским садом. Выстроенное в свое время добротное кирпичное здание уже лет 10 стоит пустым и ненужным. Дети, что живут в деревне, за знаниями ходят в соседнее село. В прямом смысле. Если автобуса нет и никто ребятишек в школу не везет - идут пешком через гору Русаниху, 5 км туда - 5 км обратно. Зимой, в темноте, - взявшись за руки, а иначе под порывами метели далеко не уйдешь.
С начавшимися снегопадами жизнь в деревне и вовсе замирает: очищенные от снега улица и дворы - на совести лишь самих сельчан. Освещают Голенищево пара фонарей, да и то временами. Когда гаснут, и не догадаешься, что в 50 метрах от трассы притаились жилые дома.
Голенищево замерло практически на границе с Башкирией. Если прокатиться по земле Башкирской, разница между нашей, уральской, и их глубинкой начинает прямо-таки резать глаза. Добротные дома, крепко стоящие заборы, деловитые сельчане - такого в наших деревнях не увидишь уже лет двадцать.
Сагра: захолустье навсегда?
В поиске глухих мест Среднего Урала не нужно ехать на край света. Есть деревни, где нет ни клуба, ни магазина. Зачастую здесь не бывает и власти. Это Сагра.
Поселок прогремел на всю страну летом 2011 года после нападения бандитов. Местные мужики, сумев объединиться, отбили атаку приезжих, нагрянувших заступаться за местного криминального персонажа, а поселок стал символом самоорганизации людей и синонимом захолустья. Хотя бы на Урале.
Судите сами. Известных проблем могло бы не быть, если бы сагринцы сумели вызвать полицию, если бы устойчиво работала хоть какая-то связь со стражами порядка. Возможно, мог бы выжить и раненый налетчик, получивший заряд картечи, если бы не напрочь разбитая дорога. В конце концов, той самой перестрелки могло бы и не быть, если бы знавший о затяжном конфликте участковый не сбежал… с работы. За это, к слову, сейчас его и судят. Судят и самих налетчиков.
В Сагре власть допустила ошибку. Но, как известно, систему характеризует не допущенный промах, а реакция на него. В случае с поселком ее почти нет. До сих пор нет дороги, фельдшерский пункт оборудован дефибриллятором, но кто им пользуется? Несмотря на судебный процесс и внимание к Сагре, власти в поселке так и нет. Поставленной будкой - иначе ее не назовешь - участковый может пользоваться лишь в теплое время года - нет печки. Словом, полицейские оттуда бегут до сих пор.
И еще: если подняться на небоскреб в центре Екатеринбурга, то поселок можно даже разглядеть. Напрямую до него - не более 40 километров, а кажется - другая страна.
Кстати:
До 335 сел и деревень в Свердловской области можно добраться только по грунтовым дорогам, значительная часть которых в распутицу или при сильных снегопадах становятся непроходимыми, и населенные пункты оказываются оторваны от «большой земли».
Без еды и без надежды
Об этой проблеме начали говорить совсем недавно, хотя она существует в Свердловской области уже много лет. Уральская глубинка испытывает острый дефицит торговых точек. Сельчане ездят закупаться товарами в большие города, потому что на местах приобрести нечего и негде.
Стоит отметить: если в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Каменске-Уральском как грибы после дождя постоянно появляются разнообразные супермаркеты и торговые центры, то периферия испытывает нехватку магазинов - в том числе продуктовых. Сегодня в Свердловской области свыше полутора сотен сел вообще не знают, что такое торговое обслуживание. То есть там нет ни одного магазина! Разница в розничном товарообороте между столицей Урала и каким-нибудь селом (на душу населения) достигает десятков тысяч рублей.
И дело здесь не только в разнице в доходах населения. Даже относительно неплохо зарабатывая, сельчане и жители глубинки все равно ездят «отовариваться» в большие города - там больший выбор товаров. Так, в среднем на каждую тысячу сельчан приходится всего 260 квадратных метров торговых площадей: по сравнению с Екатеринбургом меньше в 2,5 раза.
Правда, в прошлом году, при бывшем губернаторе, в Свердловской области собирались принять закон о государственном регулировании торговли. В 2011 году в эту сферу собирались вложить11 миллиардов рублей, что позволило бы создать 9600 новых рабочих мест - в первую очередь в сельской местности. Таким образом чиновники пытались «скрасить» различия в обеспеченности торговыми точками между большими городами и глубинкой. Но все эти благие начинания ушли в небытие.
Цифры:
- 20 отделений почтовой связи были закрыты в 2012 году на Среднем Урале.
- в 150 селах Свердловской области отсутствуют продуктовые магазины.
- только 5 новых сельских дорог появятся в регионе в ближайшую пару лет.
«Добираемся как бог пошлет»
Одна из самых наболевших проблем в уральской деревне - отсутствие транспорта. С каждым годом добраться до районных центров сельчанам становится все более проблематично. Рейсовые автобусы ходят редко, и люди вынуждены либо пользоваться услугами такси, либо откладывать жизненно важные поездки.
Так, сообщение между небольшими деревнями и районным центром в Байкаловском районе как будто бы специально создано, чтобы поиздеваться над людьми. Автобусы из деревень Лопаткино, Игнатьево, Меньшиково, Краснополянское ходят всего один раз в день. Если утром вы по каким-то причинам задержались или проспали, то в Байкалово попадете разве что на такси или попутке.
- У нас сейчас одни пенсионеры в деревнях остались, - сетует жительница Игнатьево Роза Павловна. - Вполне естественно, что раз в неделю, если не каждый день, нужно в больницу. Опоздала старушка на рейс - лови такси. А за такси придется выложить 350-400 рублей. Притом, что пенсия мало у кого превышает 5-6 тысяч.
Такая печальная ситуация была, конечно, не всегда. Раньше автобусы до районного центра из небольших деревень ходили два раза в день. Однако после монетизации льгот большинство пассажиров пожилого возраста в целях экономии стали реже ездить в Байкалово. Местное автопредприятие, увидев людской отток, сократило количество рейсов до одного в день. Приезжают теперь старики утром в больницу, отсидят очередь и… ждут вечера, чтобы выбраться домой.
Аналогичную ситуацию можно наблюдать в Тавдинском районе. По словам жительницы районного центра Валентины Еремеевой, проблемы с транспортом у них начались еще в 90-е годы прошлого века: «Как-то так получилось, что мало-помалу у нас отменили почти все автобусные маршруты внутри района. Если из Тавды до Тюмени или Екатеринбурга можно добраться без проблем, то небольшие деревеньки и села - Герасимовка, Городище, Киселево, Гузеево (те, которые находятся за рекой) - как будто бы оторваны от «большой земли». В выходные между ними ходит пара автобусов, а по будням - увы. Хорошо, если у кого-то есть личный автотранспорт, а если нет - людям приходится ждать пятницы или ловить попутку и платить бешеные деньги. Естественно, что возникает масса проблем. А вся беда в том, что перевозчикам просто невыгодно работать на этих маршрутах - они не окупаются. Сельчане неоднократно обращались в местную администрацию, но там говорят, что на финансирование такого рода рейсов денег нет...
В областном правительстве проблему признают, но… разводят руками: «По закону нормальный рейсовый автобус должен двигаться по трассам определенного качества. В противном случае создается угроза безопасности пассажиров. Но вы ведь знаете, какие на селе дороги? Естественно, что никто из перевозчиков рисковать не хочет. А чтобы провести на селе нормальные дороги - никакого бюджета не хватит…»
А пока суть да дело, обитатели уральской глубинки добираются до жизненно необходимых учреждений как бог пошлет.
Где построят дороги?
В ближайшую пару лет в уральской глубинке планируется построить несколько сельских автодорог. Как сообщили «АиФ-Урал» в областном Минтрансе, новые магистрали пройдут между поселками:
- Исеть - Сагра,
- Октябрьский - Никольский - Ясьва,
- Красноуральск - Чирок - Бородинка,
- Гари - Таборы (на участке поворота на Антоновку - Чеур).
- Также будет продолжено строительство дороги между селом Кайгородское и деревней Мостовая, построят подъезд до деревни Кострома (от автодороги Алапаевск - Костино). Кроме того, уже в следующем году начнется строительство трассы между селом Рычково и поселком Гаранинка.
Всего на содержание автодорог Свердловской области в 2012-2013 годах направлено 5,7 миллиарда рублей.
«Лишают последней отдушины»
В уральских деревнях и городах массово закрываются почтовые отделения. Люди неделями не могут получить корреспонденцию и отправить письмо.
Проблема особенно остро стоит в Гаринском, Асбестовском, Сысертском, Камышловском и Тагильском районах. Так, только нынешним летом было закрыто два десятка почтовых отделений в разных малонаселенных сельских пунктах в связи с оптимизацией.
- На территории Свердловской области функционируют 916 отделений почтовой связи (ОПС), из них 385 в городской местности и 531 в сельской, - говорит пресс-секретарь управления Федеральной почтовой службы в регионе Анна Первушина. - Согласно действующим государственным нормативам, в городах области должно функционировать 361 отделение почтовой связи, а на селе - 348. То есть нынешняя сельская сеть значительно превышает установленные нормативы и не обеспечивает покрытия издержек на свое содержание.
Почтовые работники утверждают, что оптимизация не приведет к ухудшению обслуживания уральцев и доставке пенсий и пособий. В ряде районов услуги будут предоставляться в мобильном режиме. Первые 2 передвижных отделения отправятся в Лесной и Красноуфимский почтамты уже до Нового года.
- Необходимость оптимизации обусловлена значительными убытками от содержания нерентабельных отделений почтовой связи, - продолжает Первушина. - В Свердловской области порядка 60% всех ОПС (городских и сельских) являются убыточными. На сегодняшний день более 80% стационарных отделений в сельской местности из-за урбанизации, внутренней миграции и резкого сокращения населения фактически остались без клиентов. Они не востребованы.
Еще одной проблемой является то, что почтовикам приходится арендовать помещения под свои отделения на коммерческих условиях - без всяких льгот со стороны властей. Поэтому почтовая служба надеется на некоторые налоговые послабления и помощь. А людям, остающимся жить в глубинке, на что надеяться?
- В нашем городе центральное почтовое отделение на улице Гагарина, 13а уже больше полугода работает по сокращенному графику - всего 3 дня в неделю, - жалуется в нашу «Народную приемную» пенсионер из Дегтярска Илья Головин. - В результате создаются огромные очереди. Пенсионеры по нескольку часов стоят на ногах. Люди уже пожилые, у многих сдают нервы. Начинается ругань.
Закрылось почтовое отделение и в поселке Первомайский в Сысерстком районе. Старики вынуждены пешком ходить в соседний поселок Октябрьский за 3 километра.
«Идем на почту, чтобы получить корреспонденцию, и думаем - вернемся ли назад, - сетует в письме, присланном в редакцию, пенсионер Иван Куплов. - Довели народ, последней отдушины - чтения газет - лишают!».
Мнение:
- Особенности Среднего Урала хорошо известны. Сложнее всего в трех районах области: в Таборинском, Гаринском и Сосьвинском. Летом там болота, весной и осенью – распутица такая, что не проехать. «Зимники», по которым можно передвигаться, организуются лишь с холодами. Но если уж Екатеринбург засыпает снегом, что говорить о деревнях. Кроме отрезанных от «большой земли» районов, недоступны деревни в Ирбитском и Байкаловском районах. Выход один: перестать финансировать их строительство и ремонт по «остаточному принципу». Это будет дороже, но только тогда у нас будут долговечные автомагистрали.
Смотрите также:
- XXI век на дворе? Власти забыли об уральской глубинке →
- С карты Среднего Урала исчезнут сразу четыре поселка →
- Свердловской глубинке перекрывают кровоток →