Жители небольших свердловских городов и посёлков шокируют деталями – то непроходимой дорогой, то закрытием единственного магазина или почтового отделения. В то время как власти приписывают подготовку Свердловской области к событиям мирового уровня, жители провинции вынуждены в одиночку бороться с многолетними проблемами.
Пустой банкомат
«В посёлке Басьяновский, что в Верхнесалдинском районе, единственный банкомат не работает уже месяцев семь. Для нас, жителей посёлка, это огромная проблема, – рассказывает жительница посёлка Валентина Васильевна. – Для того чтобы получить деньги, приходится ездить в Верхнюю Салду за 40 километров. В своё время нас агитировали за переход на карточную систему – естественно, люди с радостью согласились, и вот результат... На днях прошло совещание с главой администрации, сказали, что какие-то подвижки есть, но в какую сторону – пока неизвестно».
В свое время «застой» банкомата сельчанам объяснили тем, что его перестали «заправлять» деньгами из-за участившихся в области разбойных нападений. Месяцы прошли, но проблема так и не решилась. Население посёлка – порядка 800 человек – это пенсионеры и рабочие, которые трудятся с утра до вечера. Когда им до Верхней Салды кататься? Между тем поездка до районного центра превращается для людей в настоящее испытание. В общем-то недлинная дорога в 40 километром отнимает час с лишним времени – асфальтом покрыта лишь половина пути, все остальное – щебень и гравий.
Километры за хлебом
В поиске глухих мест Среднего Урала не нужно ехать на край света. Есть деревни, где нет ни почты, ни магазина – и это не где-нибудь «у чёрта на куличках». До некоторых забытых богом и властями посёлков – каких-то 40 километров от Екатеринбурга, а кажется – другая страна. Острый дефицит торговых точек – больная тема для всей свердловской провинции. Так, в январе этого года жители села Бичур – самого отдалённого населённого пункта Артёмовского района – столкнулись с закрытыми дверями единственного магазина. Сельчане – а это в основном пенсионеры – запаниковали: где им теперь хлеб покупать? Новость о закрытии магазина мгновенно облетела региональные СМИ. Позднее, правда, ситуация разрешилась – выяснилось, что единственный продавец торговой точки неожиданно для всех уехала на время. Когда она вернулась, лавка продолжила свою работу.
Между тем небольшие магазинчики сегодня закрываются во многих деревнях и посёлках, и сельчане вынуждены ездить закупаться товарами в города. Кому ехать не на чем – за булкой хлеба по нескольку километров идут пешком. В Свердловской области свыше полутора сотен сёл вообще не знают, что такое торговое обслуживание: там нет ни одного магазина!
Как Бог пошлёт…
Коллапс с транспортом прописался и в посёлке Рефтинский. И такая ситуация везде. Уже несколько лет сельчане не могут добиться восстановления электрички, на которой они ездили до Алапаевска и Нижнего Тагила. Вернее, электричка есть, но расписание организовано так, что пассажиры вынуждены добираться до Алапаевска по 8 часов, 6 из которых приходится бродить по Егоршино в ожидании поезда. Жители Рефтинского обивают властные пороги и пишут письма. А пока суть да дело, добираться обитателям уральской глубинки приходится как Бог пошлет.
Андрей Альшевских, депутат Заксобрания:
– Я достаточно много езжу по области, и, что бы ни говорили исполнительные органы власти, к сожалению складывается ощущение, что у нас не только деревни и сёла, но и города начинают потихоньку погибать. Это видно и по их содержанию, и по благоустройству, и по состоянию дорог. Буквально на днях ездил в Алапаевск… До чего там всё запущено! До дня Великой Победы остаётся месяц, но при этом все обелиски, за исключением центрального, находятся в крайне убогом состоянии. И эта ситуация – она везде: в Екатеринбурге – одна картина, а буквально за 30 километров от него – совершенно иная.