Насколько человек должен разбираться в медицине? Почему народные средства – это не доказательная медицина? Какой он – женский облик науки? Об этом, в частности, мы говорим с доцентом кафедры медицинской микробиологии и клинической лабораторной диагностики Уральского государственного медицинского университета, популяризатором науки Ариной Максимовой. Подробнее читайте на ural.aif.ru.
Не лишние знания
Рада Боженко, «АиФ-Урал»: – Арина Юрьевна, какую, на ваш взгляд, задачу решает популяризация науки?
Арина Максимова: – Популяризация – это своего рода мост между академической наукой и любым человеком в этом мире, возможность донести что-то сложное простым языком до людей, не сведущих в той или иной научной области.
Поскольку я не только научный сотрудник университета, но и преподаватель на кафедре, моя основная цель – завлечь и зажечь студентов наукой, чтобы взрастить себе помощников и в будущем коллег. Кроме того, как популяризатор науки я уже в течение шести лет работаю со школьниками, иногда читаю лекции в Предуниверсарии УГМУ. Надеюсь, мне удаётся им рассказать и показать, что наука – это невероятно интересно, это творчество.
Если же моя аудитория – взрослые люди, не имеющие профессионального отношения к медицине, то моя задача – донести до них качественную, достоверную информацию, которую они могут применить в своей жизни. Да, сегодня в интернете можно найти любую информацию, достаточно ввести поисковый запрос. Но будет ли она заслуживающей доверия или это будет фейк, миф – вопрос. Человек должен уметь отличать надёжную информацию от ненадёжной, но для этого нужна определённая база знаний, которую как раз, на мой взгляд, даёт популяризация науки. К тому же, если мы говорим о популяризации медицины, всем без исключения по тому или иному поводу приходится общаться с врачами, и обладание достоверной информацией даёт возможность понимать, о чём говорит специалист.
Понятно, что в сугубо научной информации, с которой работают врачи-клиницисты или научные сотрудники, обычному человеку разбираться нет необходимости, ему вполне достаточно общей, популярной, но взятой из достоверных источников, а не просто в первой ссылке поисковой системы. И проверенную информацию как раз можно получить из лекций, которые сегодня активно продвигают популяризаторы науки.
– Увы, мы сегодня нередко сами себе ставим диагноз как раз по первой ссылке или в результате обсуждения симптомов с друзьями, в том числе по социальным сетям.
– Поскольку я врач лабораторной диагностики, то с пациентами напрямую не работаю. Но мои коллеги-клиницисты обращают внимание на эту проблему. Один из них, например, говорит пациентам, сидящим в очереди к нему на приём: «Сидим молча, своими симптомами друг с другом не делимся» (смеётся. – Ред.). После такого «обмена» и правда возможна путаница в симптоматике. Тем более если человек перед визитом к врачу, «погуглив», обнаружит, что у него должно не только колоть в боку, но и стрелять в левую пятку. Он всё это расскажет доктору, потому что «я же прочитал». Я, конечно, утрирую, но факт остаётся фактом – не стоит пытаться поставить себе диагноз, а тем более обращаться с этой целью к недостоверным источникам. Всё-таки диагностика, как и назначение лечения, – прерогатива специалиста.
Где находится печень?
– А что касается лабораторной диагностики, надо ли человеку уметь читать результаты анализов?
– Если вы обратите внимание, то в результатах лабораторных исследований приведены референтные интервалы, так называемые референтные нормы – пределы нормальных значений. Таким образом, человек имеет возможность сравнить свои показатели с нормой самостоятельно. Но за заключением всё же необходимо обращаться к врачу-терапевту, специалисту или консультирующему врачу лабораторной диагностики. Другое дело, что не лишним будет иметь общее представление, скажем, что такое общий анализ крови, какие показатели в нем есть и что они обозначают. Стоит знать и такие простые вещи, как: где находится сердце, печень, почки и так далее. Далеко не всегда эти знания сохраняются в памяти со школьных времён, так что опять же популяризация науки – в помощь.
– Основа нашего здравоохранения – доказательная медицина. Это понятие сегодня в обществе нередко применяется к месту и не к месту. Так что это такое на самом деле?
– Это медицина, основанная на доказательствах, то есть на результатах многих клинических научных исследований. Эти результаты публикуются в авторитетных научных изданиях. И сегодня, да, здравоохранение базируется на доказательной медицине. Именно на её клинические рекомендации опирается врач при выборе тактики лечения пациента. Причём клинические рекомендации ежегодно пересматриваются, потому что появляются новые данные или данные, дополненные новыми исследованиями, и так далее.
К слову, подходы меняются не только в лечении, но и в лабораторной диагностике. К примеру, многие методы, которые когда-то считались высококлассными, сегодня оказываются не такими уж и специфичными, потому что появляются новые маркеры. Наука не стоит на месте, медицина движется вперёд!
– Но ведь, например, народные средства лечения тоже проверены опытом поколений.
– Уровень доказанности может быть разным. Высший уровень – доказательства, основанные на метаанализе, про- и ретроспективных исследованиях, тогда как доказательства, в основе которых лежит опыт или экспертное мнение какого-то человека, – это низкий уровень. К нему как раз можно отнести и народную медицину, поскольку клинических исследований того или иного народного средства лечения нет. И провести эти исследования проблематично, так как очевидно, что состав этого средства у разных людей будет хоть немного, но различаться.
– Тем не менее ваши коллеги-клиницисты некоторые народные средства не отвергают.
– Но мы же не говорим о том, что они не эффективны, мы ведём речь о том, что у них низкий уровень доказательности. Помню, в детстве мне лечили больное горло тёплым молоком с мёдом. А сегодня, например, при ангине рекомендуют, напротив, есть мороженое.
Не стоит отрицать и известный эффект плацебо. Так что, если кому-то помогает какое-то народное средство, почему бы и нет? Но всегда исходим из главного принципа врача – не навредить.
Наука и сказки на ночь
– Как вы пришли в науку?
– Моя специализация – врач лабораторной медицины – находится на стыке науки и практической медицины. А мой научный руководитель профессор Владимир Викторович Базарный меня завлёк, заинтересовал, показав, что наука – это не скучно, это интересно и что именно в науке я могу реализовать свой творческий потенциал. Так и случилось.
А вообще, в своё время я стояла перед выбором будущей профессии – с одной стороны, мне хотелось связать свою жизнь с творчеством, например, поступить в Архитектурную академию, а с другой – хотелось стать медиком. И в этот период мне попалась книга «Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)», в которой я прочитала, что прославленный хирург тоже был в ситуации выбора между творческим путём и медициной. Он выбрал медицину, в которой смог реализовать и свой творческий потенциал, иллюстрируя свои научные труды, рисуя, скажем, анатомические структуры. Меня это так воодушевило!
– Организаторы регионального конкурса «Женский облик науки», призёром которого вы являетесь, как-то отметили: одна из его целей – развенчать стереотип о женщине-учёном как о скучной даме со строгим пучком на голове. Так какая она – современная женщина в науке?
– Многогранная, вовлечённая во всё многообразие жизни – как в научные исследования, так и в чтение ребёнку сказок на ночь. Так я себе это представляю и пытаюсь это реализовать.
– В этом году вы также стали лауреатом значимой профессиональной премии. Чем для учёных-медиков ценны такие признания?
– Да, в этом году наш научный коллектив во главе с его идейным вдохновителем Владимиром Викторовичем Базарным удостоился премии лучшим врачам России «Призвание» в номинации «За создание нового метода диагностики». Работая в тесном сотрудничестве с нашими стоматологами, нам удалось разработать метод диагностики, основанный на исследовании биомаркеров в ротовой жидкости и буккального эпителия (эпителия внутренней стороны щеки) стоматологических пациентов. Этот метод позволяет оценить клеточное старение, те изменения, которые могут привести к развитию возрасто-ассоциированных заболеваний, например пародонтита.
А что касается признания, то это, по сути, обратная связь. Скажем, врач-клиницист, вылечив пациента и видя, как он, бодрый, здоровый, идёт, что называется, своими ногами, рефлексирует: «Я хороший специалист». Аналогично и мы видим, что метод, который мы разработали, оценён, значит, мы делаем правильные шаги для достижения цели. Это мотивация для движения дальше, вперёд.