Наступившая теплая погода обнажила в Свердловской области массу проблем

Автор фото: Елена Антуфьева / «АиФ-Урал»

Средний Урал никогда чистотой не славился, уж больно климат непростой. Однако именно весной каждый выход за порог превращается в настоящую головную боль: грязная каша под ногами, горы чёрного снега, раздолбанные дороги, забитые ливнёвки. Кто виноват и почему регион уже который год не может справиться с наболевшими вопросами?

   
   

Большая стирка

«Мы тонем в грязи! – возмущается читательница «АиФ-Урал» Мария Строганова. – Каждое утро я веду ребёнка в школу, и, какую бы дорогу мы ни выбрали, обойти грязь никак не получается! Грязной оказывается не только обувь, но и брюки, и даже верхняя одежда! Некоторые лужи такой величины, что преодолевать их, судя по бездействию коммунальщиков, надо вплавь. Я люблю наш город, он красивый и уютный, но эта неухоженность портит его облик и мешает полноценно жить».

Чиновники пообещали отмыть Екатеринбург от грязи в апреле. С 1 апреля в городе стартовал месячник чистоты. Груз ответственности за выполнение работ ложится на чиновников-руководителей и заместителей глав районов уральской столицы. Перечень работ не маленький: это и очистка от снега и льда водоприёмных колодцев и ливнёвок, и уборка грязи с тротуаров и дорог, и вывоз мусора из парков и скверов, и ликвидация несанкционированных свалок.

Заключительным аккордом «большой стирки» станет общегородской день чистоты: 23 апреля чиновники призывают горожан принять участие в субботнике.

Фото: Из личного архива редакции «АиФ-Урал»

Удастся ли отмыть Екатеринбург, уже который год носящий прозвище Грязьбург, вопрос большой. Каждый год – проблемы одни и те же. Ощущение такое, что они не просто не решаются, но всё больше усугубляются.

Устав от бездействия чиновников, горожане решили своими силами бороться с грязевой атакой. Участники общественной организации «Гражданский патруль» написали коллективную жалобу в мэрию столицы Урала. По мнению активистов, одни из главных разносчиков грязи по города – автомобили. Решить проблемный вопрос, уверены общественники, поможет благоустройство территории: «Мы предлагаем следующие меры. Во-первых, обеспечить ограждение газонов, препятствующее парковке автомобилей либо их передвижению по тротуару. И, во-вторых, оборудовать экопарковки вместо части газонов (в т.ч. – за счёт частных средств)», – говорится в письме.

Урны «помешали»

Болевых точек в уральской столице хватает. Одна из них – изношенные ливневые канализации. После каждого дождя вода в городе поднимается выше автомобильных колёс. И если центральные улицы Екатеринбурга возвращаются к «сухому» состоянию за несколько часов, то во дворах сутками стоят грязные глубокие лужи.

   
   

Другой бич столицы Урала – отсутствие продуманной системы благоустройства. Речь идёт не только о скамейках в местах отдыха, но и об обычных урнах. То густо, то пусто – это про уличные мусоросборники. На отдельных участках улиц урны встречаются едва ли не через каждые 10 метров. Зайдёшь за поворот – и днём с огнём, как говорится, не сыщешь. Культурные граждане несут пустую бутылку или упаковку до дома, однако чаще всего мусор летит прямо на газон.

Стоит признать, что загаженность и неухоженность Екатеринбурга – ещё и плод деятельности самих горожан. Что там бутылки – порой екатеринбуржцы не могут донести мешок с мусором до ближайшего уличного контейнера, кидая его рядом с подъездом. Бесчинствуют в городе и вандалы. Минувшим мартом они расколотили в парке имени Павлика Морозова штук десять бетонных урн и ещё столько же – уронили. И это при том, что урны тяжёлые антивандальные.

Позор власти

КСТАТИ
Студент одного из уральских вузов Иван Лозгачев придумал экономичный комбайн по утилизации выпавшего снега. Изобретение превращает снег в воду, что, по мнению студента, позволит сократить затраты на уборку на 30%. Вода скапливается в резервуаре машины, а затем сливается в систему городской канализации. Разработчики отмечают, что комбайн можно выпускать в нескольких вариациях - как для уборки пешеходных зон, так и для уборки проезжих частей.
Весенние неурядицы – участь не только столицы Урала. Буквально на днях общественность всколыхнули фотографии из Верхней Пышмы, на которых посреди огромной лужи стоит на коленях пожилая женщина. «Озеро» образовалось во дворе дома по адресу Успенский проспект, 113, за магазином «Магнит». Вода залила проезжую часть и тротуары. Местная жительница пыталась перейти лужу вброд, но упала, поскользнувшись на льду, скрытом под водой.

Разгневанные горожане обвинили в случившемся местную администрацию и руководство магазина. В соцсетях инцидент со старушкой назвали позором власти и предложили выкупать в луже местных чиновников. «Купанием» горожанки заинтересовалась и прокуратура, которая внесла представление главе администрации ГО с требованием незамедлительно принять меры по устранению водной преграды.

А вот в Серове бороться с огромными лужами решили своеобразными методами. Местный студент Александр Ковалев присвоил уличным «болотцам» имена местных чиновников. У луж по дороге в посёлок Медянкино были установлены большие таблички с именами тех, в честь кого они названы: глав муниципалитета и местной администрации, первого заместителя, руководителя коммунально-дорожного комитета и других чиновников. Примечательно, что вскоре после этого на дорожных просторах появился и трактор, и рабочие, а вода силами коммунальщиков обмелела.

«Золотые ямы»

Традиционно с наступлением весны перед автомобилистами Екатеринбурга особенно остро встаёт проблема плохих дорог…

Дыробург

Если ещё несколько лет назад столицу Урала постоянно именовали Грязьбургом, то в последнюю пару лет к столице региона прилипло ещё одно обидное прозвище – Дыробург. Что не удивительно: каждую весну, как только сходит снег, улицы города волшебным образом покрываются сетью трещин, провалов и выбоин. Иногда создаётся ощущение, что вместе со снегом с проезжей части и тротуаров сошёл асфальт!

В диспетчерскую службу Управления автомобильных дорог поступают сотни звонков от недовольных автомобилистов. Традиционно до 70% жалоб касается улично-дорожной сети Екатеринбурга. Смотришь на какой-нибудь участок, который не один месяц ремонтировали в прошлом году, и недоумеваешь: откуда столько ям?

При этом низкое качество дорог – это не только неудобство пешеходов и водителей. Вторая сторона медали куда весомей: это безопасность тех, кто находится в пути. Сегодня уральские автомобилисты рискуют не только машиной, но и здоровьем.

Кстати
По данным на конец марта, мэрия Екатеринбурга до сих пор не предоставила пакет документов, необходимый для получения субсидии из областного бюджета. Речь идёт о 600 млн рублей на ремонт автодорог местного значения в 2016 году.

Климат виноват?

А проблема в том, что в последние годы дорожные организации взяли за правило тянуть с ремонтом до самой осени, а потом, чтобы не потерять заказы, спешным образом затыкать бреши в асфальте под проливным дождём или снегом. На подобном занятии свердловчане неоднократно ловили нерадивых работников, однако ни общественный резонанс, ни наказание рублём ничему их не учит. Кроме того, эксперты не раз отмечали применение некачественных материалов и, попросту говоря, воровство: например, когда толщина асфальта вместо положенных 10 см составляет только шесть.
Ещё один момент: региональное министерство транспорта и связи уже несколько лет настаивает, чтобы администрация Екатеринбурга при заключении контрактов с подрядчиками устанавливала гарантийный срок не менее 4 лет. Однако мэрия устанавливает подчас смехотворную гарантию в 1 год.

Сами же чиновники ужасное состояние дорог в областном центре объясняют «своеобразием» уральской погоды и недостатком финансирования. «За один год в Екатеринбурге происходит около 45 температурных переходов через ноль градусов, это связано с особенностями нашего климата, – сетует замглавы администрации по вопросам благоустройства, транспорта и экологии Евгений Липович. – Поэтому межремонтный цикл на наших дорогах должен составлять три года, а срок между капитальными ремонтами – не более пяти с половиной лет. Эти сроки, к сожалению, не выдерживаются. Для того, чтобы поддерживать все дороги в надлежащем состоянии, мы должны ежегодно ремонтировать как минимум 10-15 % городской улично-дорожной сети, сейчас же мы ремонтируем не более 5%».

Деньги на бочку

На прошлой неделе городские чиновники объехали ряд наиболее проблемных участков, отметив «аховое» состояние ряда улиц, в том числе – Проезжей, Фронтовых Бригад, Армавирской. Ранее глава Екатеринбурга Евгений Ройзман даже обратился к руководителю Федерального дорожного агентства Роману Старовойту с просьбой подключиться к решению проблемы. Дескать, областной дорожный фонд более чем наполовину формируется из денег, полученных от екатеринбургских автовладельцев, а городу возвращается лишь 5% этих денег. При этом по дорогам столицы Урала ездит 40% всего транспорта.

Впрочем, есть ощущение, что глава города, мягко говоря, кривит душой. По данным областного Минфина (2015 год), на один километр дорог в Екатеринбурге тратится в 3 раза больше, чем на аналогичный региональный участок, и в 14 раз больше, чем на дороги в других муниципалитетах! В прошлом году из дорожного фонда Свердловской области Екатеринбург получил более 1,4 млрд рублей. Это – две трети от всех трансфертов, направляемых муниципалитетам на ремонт дорог. С этой точки зрения весенние ямы столицы Урала становятся для региональной казны поистине «золотыми».

В правительстве региона жалобы мэрии также вызывают скептицизм. «На месте руководителей Екатеринбурга было бы логичнее объехать те дороги, на которые в прошлом году были потрачены миллиарды рублей, а сегодня их смыло первыми весенними ручьями, – констатирует глава областного департамента информационной политики Александр Рыжков. – Бюджет теряет огромные суммы из-за отвратительной работы подрядчиков, которых нанимает мэрия столицы Урала».

Стоит также отметить, что в ближайшие два года на подготовку дорог областного центра к чемпионату мира по футболу город получит почти 2,8 миллиарда рублей. Будет очень жаль, если эти огромные средства потратят впустую…

Начнём ремонт с себя

Иван Алыпов, вице-президент федерации лыжных гонок Свердловской области:

– Мы можем долго ругать чиновников за грязь и большие колеи на дорогах, но для улучшения ситуации необходимо и самим предпринять какие-то меры. Вот возьмём, к примеру, сегодняшних автомобилистов. Большинство из них использует шипы на покрышках. Но далеко не все задумываются, что шипы очень сильно разрушают дорожное полотно. Огромным колеям на дорогах мы в том числе обязаны и шипам: машина буксует и дорога разваливается. Я вот уже давно перешёл на «липучку» и ни разу не пожалел об этом.

Теперь давайте разберёмся, где паркуются наши автомобилисты. Большинство из них бросают машину где придётся, то есть на газонах. А потом эта грязь с колёс разносится по всему городу. Почему-то нашим людям лень пройти лишних сто метров, но при этом не нарушать правила дорожного движения и парковаться там, где это разрешено. Я вообще стараюсь сейчас больше ходить пешком, это очень полезно.

Конечно, нельзя снимать вину за плохие дороги и с подрядчиков. В условиях жёсткой конкуренции для выигрыша конкурса они сбивают цену, готовы работать чуть ли не за себестоимость. А потом всячески экономят, чтобы хоть что-то заработать. Как результат – убитые уже спустя год дороги. И такая ситуация во всём. Спортивные объекты возводятся примерно по такому же принципу.

Пускают пыль в глаза

Владислав Гордо, инженер:

– Я живу на улице Чайковского. Сейчас около моего дома строят десятиэтажку. Строители вырыли огромный котлован. Ежедневно с десяток КамАЗов заезжают на территорию стройки и выезжают оттуда с грязными колёсами. У них есть маленький трактор со щёткой, который чистит эти колёса. Так вот всю грязь он смывает рядышком на обочину, и, как только начинается дождь, вся она оказывается на дороге. Вот такой у нас современный способ чистки колёс. В одном месте чистим, в другом загрязняем. И таких примеров можно привести множество. Людям просто пускают пыль в глаза.

Теперь о ямочном ремонте. Щебень насыпают тонким слоем, и он разлетается по всей дороге. Все это напоминает борьбу с ветряными мельницами, уже спустя месяц образуется яма прежних размеров. Самосвал щебня сегодня стоит 6 тысяч рублей. Естественно, находятся нечистоплотные чиновники, которые готовы сэкономить и присвоить себе несколько грузовиков.

Наказывать рублём

Дмитрий Ионин, депутат Свердловского Заксобрания:

– Деньги на ремонт дорог, как правило, доходят до города в августе, а в сентябре уже дожди, снег. Вот и получается, как могут, так и ремонтируют. Кроме того, в Екатеринбурге десятилетия никто не занимался ливнёвкой, которая сегодня не справляется со своими задачами. Вода остаётся на дорогах, просачивается в покрытие, застывает ночью при минусовых температурах и асфальт разрывает – физика. Но улучшить ситуацию можно. Мы провели эксперимент – оказали юридическую помощь автомобилистам, пробившим колёса в дорожной яме (к слову, в ней за пять дней повредили колёса 100 машин). В итоге лужу, скрывающую яму, осушили, а ДЭУ было оштрафовано на 300 тысяч рублей. Уверен, в ближайшее время и яму заделают. Чем чаще люди будут отстаивать свои права, а дорожные службы будут наказываться рублем, тем энергичнее будут производиться текущие ремонты. Проблема с повестки дня, конечно, не снимется, но менее острой она станет точно.

Нужна тотальная слежка

Дмитрий Ларионов, председатель Свердловского комитета защиты прав автомобилистов:

– Наши дороги каждую весну как после бомбёжки из-за того, что при строительстве нередко применяются некачественные материалы, а сами подрядчики зачастую недобросовестно выполняют свои обязанности. Ещё несколько лет назад властей вообще мало волновало, как отремонтирована дорога. Поэтому они и рассыпались спустя полгода как карточные домики.

Лишь в последние годы контроль ужесточился и недобросовестных строителей заставляют переделывать их творения. В этой связи мне вспоминается случай трёхлетней давности. Тогда на улице Попова прямо в центре Екатеринбурга положили новенький асфальт, а спустя несколько дней я вдруг увидел, что строители убирают этот асфальт и кладут новый. Выяснилось, что при работах соответствующими службами было выявлено множество нарушений. Если бы всегда ещё на этапе кладки асфальта осуществлялся такой жёсткий контроль, то наверняка мы бы каждую весну не возмущались грязью и дырами на дорогах.

Свою роль в этом процессе должны сыграть и жители города. Ну, если вы видите, что асфальт кладется в лужу, не поленитесь, сфотографируйте, сообщите кому следует, не оставайтесь равнодушными. Если каждый шаг подрядных организаций будет отслеживаться, то очень быстро эти люди поймут, что «косячить» себе дороже.

Пастуха нет

Юрий Потапенко, руководитель Бюро по трудоустройству лиц, попавших в экстремальную жизненную ситуацию:

– Что творится во дворах Екатеринбурга – караул! Людям, как циркачам, приходится крутиться, чтобы кучи грязи и снега, огромные лужи каким-то образом обойти. Мне супруга не успевает брюки чистить. Но это ерунда в сравнении с тем, как мучаются пожилые люди, мамочки с колясками.

Грязь, мусор, болота на тротуарах – традиционная для весеннего города картина. А всё почему? Нет пастуха в стаде! Нет «генерала», который бы собрал всех этих начальников управляющих компаний и треснул бы от души кулаком по столу: «Не будет порядка – будете иметь дело с прокуратурой!» Иначе никак. Сегодня ответственности у хозяйственников никакой, зато все умные стали, штат юристов держат, которые на всё готовы ответ написать, всё объяснить и правоту доказать.

Не так давно я в Саратове был. Чистенький, ухоженный город. Видимо, там «пастух» есть. А наши коммунальщики без контроля и «кнута» распустились. При этом чиновники не стесняются государевы деньги получать за свою работу (или вернее сказать, «неработу»), а коммунальщики без зазрения совести с людей три шкуры дерут. Надо полагать, все наши «безответственные лица» в другом мире живут, другими дорогами ездят, другими тропинками ходят. Потому и ничего не видят, ничего не слышат. Заставить же их видеть и слышать, а главное, одно место от кресла приподнять и работать начать можно, повторюсь, только жёсткими мерами. Причём работать не в авральном режиме во время месячника чистоты, а изо дня в день, круглый год.

Смотрите также: