aif.ru counter
199

Дороги Урала: ни пройти ни проехать

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. «АиФ-Урал» 02/12/2015
Аркадий Лазарев / Из личного архива

Ни пройти ни проехать - это про нас. Хотя, вне зависимости от времени года и места (будь то дворовая территория или областная трасса), дороги представляют собой объект повышенной опасности - как для автомобилистов, так и для пешеходов.

Весной и осенью уральцы утопают в грязи, летом задыхаются от пыли, а зимой рискуют сломать руки и ноги, пробираясь по заледеневшим тротуарам. Коммунальщики же разводят руками и традиционно винят в дорожных коллапсах капризы погоды.

Сплошной каток

«На улицу выйти страшно! Что во дворе, что на улицах - настоящий каток, - жалуется пенсионерка из Екатеринбурга Людмила Ильинична Авдотьева. - Хотела на днях сходить в магазин за хлебом, только сделала шаг, как поскользнулась и упала. Да так сильно, что лежала и встать не могла. Я вообще не помню, чтобы в последние годы дороги были чистыми, убранными и безопасными. В какой областной город ни приедешь, летом - сплошные ямы и грязь, а зимой - каток вместо дорог...»

Придворовые территории, городские дороги и тротуары превратились в самые настоящие катки - покрылись крепкой и гладкой коркой льда. Уже с раннего утра люди в травмпунктах выстраиваются в очереди - с переломами рук, ног, ушибами, ссадинами. По словам медиков, самой частой бедой в эти дни стал перелом лучевой кости. Кроме того, люди жаловались на травмы голеностопных суставов и предплечий.

Другая страдающая сторона - автомобилисты. Заледеневшие и заснеженные дороги традиционно собирают большой «урожай» аварий. Ежегодно с приходом зимы сотрудники ГИБДД забраковывают десятки муниципалитетов, а порой даже прибегают к кардинальным мерам. Так, в Реже и Краснотурьинске для движения транспорта закрывались сразу несколько участков дорог. Собственно, это не мудрено: вместо дорог тут - накаты и колеи, а снежные валы на «зебрах» делают пешеходов практически незаметными. Впрочем, ГИБДД чиновникам не указ - предписания они не только не спешат исполнять, но и просто-напросто игнорируют их.

Ни разметки, ни знаков

Низкое качество дорог - это не только неудобство пешеходов и водителей. Вторая сторона медали куда весомей: это безопасность тех, кто находится в пути. Сегодня уральские автомобилисты рискуют не только машиной, но и здоровьем. Так, эксперты ОНФ в рамках проекта «Карта жизни» пришли к выводу, что дороги Екатеринбурга - самые опасные из тех, что они посетили.

Фото: Из личного архива редакции «АиФ-Урал»

На карте отметили, да построить забыли - по-другому про наши дороги и не скажешь. Асфальт словно после бомбёжки, отсутствие дорожных знаков и разметки - всё это атрибуты не только отдалённых свердловских трасс, но и городских дорог, по которым ежедневно ездят автомобилисты. Особенно плохи дела с дорожной разметкой. По данным областной ГИБДД, в 70% дорожных аварий, где были выявлены неудовлетворительные дорожные условия, она отсутствует или еле различима. Причём в ряде муниципалитетов «зебра» изношена более чем на 50%!

Особого внимания заслуживает ситуация в Екатеринбурге. Здесь на дороги и улицы наносилась дорожная разметка, срок службы которой не менее 6 месяцев. Но в 9 из 10 случаев она исчезала уже по истечении половины гарантированного срока службы. Что, в общем-то, немудрено, если учесть способ нанесения. Так, в районе Вторчермета екатеринбуржцы стали свидетелями нанесения разделительной разметки поверх слоя грязи. Другое «ноу-хау» уральских дорожников - укладка асфальта в дождь или снег. На подобном занятии свердловчане неоднократно ловили нерадивых работников, однако ни общественный резонанс, ни наказание рублём ничему их не учит.

- Важно, чтобы те средства, которые государство выделяет на безопасность дорожного движения, тратились эффективно, - отмечает руководитель Центра «Народная экспертиза» Николай Николаев. - На сегодняшний день нет чётких правил, какие ведомства несут ответственность за разные этапы этой работы. ГИБДД отвечает за уровень смертности и аварийности, но средства, выделяемые на эти цели, распределяются местными и региональными властями. Поэтому общественникам и органам безопасности дорожного движения часто приходится с трудом отстаивать свою позицию.

Только на танке

Наболевший вопрос свердловчане, устав от равнодушия властей, пытаются решить по-разному. Так, жители Каменска расклеили по городу листовки, вопрошающие: «Где дороги?» Тагильчане неоднократно выходили на митинги и автопробеги с плакатами «По Тагилу - только на танке». А вот в Краснотурьинске на улицах городов появились необычные дорожные знаки - летящая в образовавшуюся неровность на дороге бомба. Таким оригинальным образом горожане решили предупреждать водителей: впереди их ждёт разрушенный участок дороги - как после бомбёжки.

Наиболее инициативные предпочитают не ждать милости от чиновников и своими силами борются с плохими дорогами. В Алапаевске священник фактически в одиночку починил дорогу на одной из улиц города. Теперь дети могут без всякой опаски ходить в школу и не бояться угодить под колёса автомобилей. Примеру иеромонаха Макария Чибисова последовали и другие алапаевцы. Ремонты дорог собственными силами прошли ещё в нескольких местах.

Впрочем, власти на местах в отдельных муниципалитетах так или иначе пытаются решить дорожный вопрос. Так, администрация Качканара обратилась к горожанам с призывом: всем миром скинуться на дороги. По словам главы города Сергея Набоких, за 2014-2015 годы область выделила 50 миллионов, хотя просто на содержание дорог муниципального образования в год необходимо не менее 200 миллионов. Отказаться от дорожных ремонтов нельзя - это просто небезопасно. Чтобы реализовать инициативу с самофинансированием дорог, за неё должна проголосовать большая часть горожан. Мнение горожан будут выяснять на референдуме осенью 2016 года.

«Платон» мне друг, но истина дороже

О разбитых дорогах в городах Свердловской области автомобилисты и общественники трубят чуть ли не ежедневно. Правда, лучше они от этого не становятся. Между тем федеральные трассы в регионе сегодня представляют собой не менее убогое зрелище.

Вытеснить фуры с федеральных трасс и тем самым спасти дороги от разрушений не удастся.
Вытеснить фуры с федеральных трасс и тем самым спасти дороги от разрушений не удастся. Фото: АиФ/ Алексей Ульянов

Практически каждый день сухие сводки инспекторов ГИБДД повествуют об жутких авариях с человеческими жертвами на трассах. Причём зачастую к трагическим последствиям приводит именно отвратительное качество дорожного полотна. На многих участках образовывается убийственная в прямом смысле слова колея.

Дорожные службы стараются решить проблему уже не один год. Однако, как говорится, воз и ныне там. Последнее нововведение, вызвавшее массу споров и акций протеста по всей стране, - взимание дополнительной платы с большегрузов (машин массой свыше 12 тонн), которые наносят наибольший вред федеральным дорогам. Достаточно быстро выяснилось, что система, через которую владельцы фур должны оплачивать проезд, не отлажена. В свою очередь, водители грузовиков просто отказывались ехать, опасаясь огромных штрафов.

Только в Екатеринбурге за последние пару недель уже прошло несколько акций протеста дальнобойщиков. В первый раз водители фактически заблокировали движение по Екатеринбургской кольцевой автодороге, выстроившись в ряд вдоль обочины. Однако этого им показалось мало, и спустя несколько дней они перекрыли движение на Тюменском тракте, ключевой артерии, соединяющей Урал с западной Сибирью. Дальнобойщики вышли из кабин большегрузов и оккупировали пешеходный переход. Они непрерывно ходили по «зебре», не давая машинам проехать. В итоге движение остановилось в обоих направлениях, и в ситуацию пришлось вмешаться регулировщикам ГИБДД. Дело едва не дошло до «мордобоя». Одному из протестантов инспекторы выписали двое суток ареста за неоплаченный штраф.

- Мы ведь не от хорошей жизни выходим на трассы, - возмущается дальнобойщик Иван Клевакин. - Солярка чуть ли не каждый месяц растёт в цене, налоги на машину превышают 10 тысяч рублей, а тут ещё эту систему взимания платы «Платон» придумали. Денег на содержание автомобиля не хватает, а ведь у многих фуры взяты в кредит. Как им жить? На что семью содержать? Все эти нововведения в итоге отразятся на обычном покупателе. Стоимость продуктов в магазинах возрастёт процентов на 10 минимум.

Вытеснить фуры с федеральных трасс и тем самым спасти дороги от разрушений не удастся. В этом уверены и в свердловском региональном комитете по защите прав автомобилистов.

- Сегодняшний объём автоперевозок очень велик, и экономически нецелесообразно вытеснять грузовики с трасс, - уверен представитель комитета Максим Едрышов. - Как доставлять продукты из пункта А в пункт Б? На поездах? Но ведь у нас железные дороги есть не везде, да и скорость у грузового автомобиля всё-таки повыше поезда. Я уверен, что плата с грузовиков должна взиматься. Подобная система работает во всей Европе, но там люди понимают - за что платят. У нас система пока сырая, до конца не продуманная. От дальнобойщиков требуют сначала заплатить, а потом ехать.

днако у нас люди порой не знают, куда им скажут доставить груз, планы постоянно меняются. Ну и конечно, возмущают огромные штрафы за неоплату. В условиях кризиса суммы какие-то нереальные. Если же говорить о колеях, то большегруз, конечно, больше разрушает дорожную подушку и в период межсезонья дорога трещит по швам. Но всё же основная причина отвратительных дорог у нас в области - плохое качество асфальта и несоблюдение стандартов при ремонте. Вот этими факторами надо озаботиться в первую очередь.

«Ледниковый  период»

Алексей Коробейников, депутат Свердловского Заксобрания:

- В Екатеринбурге начался «ледниковый период». Городские власти не справляются с резким изменением погоды. Снежная каша на дорогах и страшный гололёд на тротуарах. За последние дни увеличилось число аварий и обращений в травмпункты города. При этом снегоуборочная техника явно не справляется с количеством выпавших осадков.

Самое страшное - это гололёд, повреждённые связки и переломы. Люди падают и получают травмы. Ходить по скользким тротуарам невозможно! Сегодня с утра идёт дождь, который моментально превращает дороги и тротуары в каток. Почему не используют химические реагенты, песок, которые отлично справляются с гололёдом в такую погоду? Почему бы не обратиться к директорскому корпусу крупных предприятий с просьбой о выделении техники? Судя по всему, «ледниковый период» в Екатеринбурге растянется надолго. Администрации города необходимо мобилизоваться и срочно решить эту проблему. Ситуация повторяется каждый год и всегда внезапно, но мэрия города так и не нашла эффективных мер для её устранения.

Куда деньги идут?

Юрий Потапенко, руководитель Бюро по трудоустройству лиц, попавших в экстремальную жизненную ситуацию:

- Гололёд в Екатеринбурге просто убийственный!  Даже в центре города, а про дворы и говорить нечего.
Люди падают, разбиваются, травмпункты переполнены. И никому дела нет! В советское время (как не вспомнить) и людей хватало, и техники, и песка. Сегодня нам втирают, что убирать улицы некому. Бред! Просто наши чиновники равнодушны и до крайности расхлябаны. Они по улицам пешком не ходят, вот и получается - сытый голодного не разумеет. Между тем мы налоги исправно платим. Куда деньги идут? В чей карман? Уж точно не на благо народа. Между тем проблем вообще никаких нет. Взять всех гастарбайтеров, вывести на улицу и задачу поставить. Мгновенно город почистят. Я вот вывел несколько своих бедолаг из ребцентра, они моментально в округе остановочные комплексы почистили (жалко было смотреть, как люди бьются на льду).

Я много по России езжу - мало где такое на улицах городов творится. В Тюмени - чистота, в Калуге - комар носа не подточит. У нас - ужас, что делается из года в год. Остаётся радоваться, что хоть дороги в области более или менее приличные сегодня. Есть регионы, где с этим большие проблемы. В Иваново, например, в Костроме. В Свердловскую область въезжаешь - всё-таки вполне приличные трассы.

Проблема  -  в  самой  системе

Дмитрий Ионин, руководитель движения «АвтоСправедливость»:

- Просто наблюдения по дороге домой: центральная улица города - Малышева, и на протяжении от 8 Марта до Белинского работает одна машина. Да как работает - чуть столб не снесла! Снег тупо выгружают на проезжую часть. Нормативы уборки, согласно которой скребок должен очищать до асфальта, для работников стали настоящим «открытием».

Придерживаясь принципа «критикуя - предлагай», напомню, что изначально в системе уборки улиц Екатеринбурга заложена системная ошибка. Вместо привлекаемых к работам подрядчиков здесь уборкой снега занимаются специализированные ДЭУ. В такой схеме очень много недостатков. Если подрядчик заделывает яму на дороге - он будет это делать в счёт гарантии, а ДЭУ будет делать то же самое, но за деньги муниципалитета. В результате ДЭУ даже выгоднее каждый день латать эту яму! Списываются материалы и часы работы техники, в результате выполняется план, высокие показатели работы.

Не всё хорошо в этой схеме и по части уборки снега. Если у подрядчика зимой высвобождаются дополнительные самосвалы (окончен сезон земляных работ), то у ДЭУ тех же самосвалов фиксированное количество. Зачастую при уборке снега мы видим, как погрузчики ДЭУ банально простаивают, ожидая, пока их самосвалы разберутся с тем количеством снега, которое они могут вывезти. И если за некачественную уборку снега будут выписываться штрафы, то лягут они не на подрядчиков-частников, а на муниципальный бюджет.

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество