Посевные работы и урожай на Среднем Урале - под угрозой

Власти отмечают, что некоторые виды работ идут с опережением графика, а значит – ждать нам богатого урожая. Только вот аграрии – те, что в полях с раннего утра до позднего вечера, – горько вздыхают: «Денег нет. Какой урожай? Посадим мусор – мусор и получим…»

   
   

Кабинетный оптимизм

«Вот власти твердят, что мы чуть ли не полностью можем перейти на наши, родные продукты. А почему тогда, как ни придёшь в магазин, картошка из Египта, яблоки из Польши, мясо из Аргентины? – возмущается Анастасия Доронина из Красноуфимска. – Почему мы должны втридорога покупать заморские продукты, если можем производить свои? Боюсь, осенью на прилавках мы вновь увидим помидоры из Турции».

В Свердловской области стартовали первые весенние полевые работы. Как рассказали в министерстве АПК и продовольствия области, на полях активно идёт подкормка многолетних трав и озимой ржи минеральными удобрениями. При этом темпы подкормки – выше, чем в прошлом году. Кроме того, начались работы по обеззараживанию семян зерновых культур – они также, по оценке чиновников, ведутся с опережением графика. Сама посевная кампания, подготовка к которой находилась на особом контроле у областных уластей, традиционно стартовала в первой половине мая.

Вести с полей – в отличие от тех, что поступают из кабинетов, – оптимизмом не дышат. Возможно, крупные агрохолдинги и правда особых проблем не испытывают, а вот собственники небольших фермерских хозяйств – один на один с многочисленными проблемами. «Вместе с фермерами из Омской и Курганской областей мы отправили письмо на имя Владимира Путина, – рассказал «АиФ-Урал» фермер из Галкинского поселения Василий Мельниченко. – Ситуация такова, что до 90% крестьян, подавших заявки на кредиты в банки, так и не получили их. Мы не исключаем того, что это делается специально, чтобы сорвать посевную работу в стране!».

Май, а сажать нечего

Отсутствие средств на посевную кампанию – главная проблема, с которой столкнулись фермеры нынешней весной. «Когда надо заливать солярку в трактор и выезжать, обрабатывать землю, какие ещёц вопросы могут быть? – восклицает Василий Александрович. – На поля-то мы вышли, а что дальше делать – непонятно».

Аграрии стучатся в банки с февраля нынешнего года, и везде безрезультатно. На дворе – май, а у фермеров нет денег даже на покупку качественных семян. Крестьяне недоумевают: почему ни малые, ни средние предприятия не могут получить кредитные средства на посевную? Банки существенно усложнили получение кредитов – поменяли условия и формы заявок, да так, что заполнить их стало просто невозможно. «А ведь расписывали всё очень красиво, что можно будет взять кредит и под залог будущего урожая, и под землю, и под имущество – в итоге ни того, ни другого, ни третьего, – рассказывает Василий Мельниченко. – Банки саботируют проведение весенних работ. Думаю, делается это в интересах импортёров: они были бы в панике, если бы российское село производило импортозамещающие продукты».

Перед областью стоит непростая задача: к 2020 году достигнуть того, чтобы до 90% продукции производилось у нас в регионе. Пока это – на уровне фантастики. Увы, но говорить о крестьянине как о кормильце наивно до тех пор, пока власть не изменит к нему отношение. И в этом году, скорее всего, нас вновь ждёт острая борьба за урожай.

   
   

Алексей Воложанин, глава крупного фермерского хозяйства:

– Нужно, чтобы у власти (в том числе на местах) поменялось отношение к сельскому хозяйству. На него действительно выделяются огромные деньги. Но куда они идут? Крупному сельхозбизнесу. Не говорю, что это плохо. Но нужно развивать и средний фермерский класс. При изменении подхода власти к сбыту фермерской продукции такой шанс есть. Это будет, надо понимать, не через год, а через пять-семь лет работы. Но, к сожалению, в долговременную перспективу никто не верит. Всем надо заработать «здесь и сейчас». А потому кричать о том, что мы (в смысле фермеры) будем жить в шоколаде и быстренько накормим всю страну, самонадеянно.

Алексей Соколов, фермер, д. Соколова, Байкаловский район:

– Ситуация очень тяжёлая. Прошлый год выдался плохим: дороги у нас нет, вывезти зерно не получилось – пропало свыше 60 тонн! В итоге – денег нет, скоро сеять надо, а на что? Солярка тоже заканчивается, собираю остатки, а без солярки, сами понимаете, работа встанет. Ссуды и кредиты не дают, отказывают – дескать, риски высокие. Всё, что говорят в кабинетах, ерунда. Деревни сегодня никому не нужны. Да, наверное, есть примерные хозяйства, но нам, простым фермерам, с такими ценами просто нереально что-то построить. Да и работников хороших не найти. Техники много, а ответственного человека нет. Посадишь – всё сломает.

Смотрите также: