Жительница Верхотурья проводит мастер-классы по плетению из бересты

Автор фото: Алексей Заякин / «АиФ-Урал»

Шедевры из дерева

Терпкий запах стружки Галина Ивановна помнит, как она признаётся, с раннего детства. Ещё девчонкой она часто ездила в гости к деду в деревню. Смотрела, как он работал с рубанком и на свет появлялись настоящие шедевры деревянного искусства – кадочки, бочки, санки, на которых потом каталась вся местная детвора.

   
   

«Думаю, что любовь к дереву у меня именно от дедушки, – признаётся сегодня она. – Он делал много туесков и деревянной посуды для всех своих многочисленных родственников. У нас весь дом был заставлен его работами. Я просто восхищалась его ремеслом и гордилась своим родственником. А потом как-то резко всё из дома моей мамы куда-то пропало. Выяснилось, что в девяностые годы по деревням ходили дельцы и скупали старинную утварь. А порой и без спросу брали. Оставят пачку соли или сахара на завалинке, а из дома что-нибудь старинное пропадёт. Не обошли они стороной, видимо, и дом моих родных».

Долгие годы Галина Ивановна трудилась в верхотурском управлении социальной политики. Параллельно посещала местный клуб ремесленников «Истоки». Во время вечерних посиделок женщины осваивали различные виды декоративно-прикладного творчества: шили костюмы, вязали носки и варежки.

Однажды в клуб приехала гостья из Каменска-Уральского Вера Пушкарёва. Она-то и предложила всем желающим попробовать овладеть техникой берестяного плетения.

Галина Ивановна Истомина старается сделать всё возможное, чтобы люди не забыли старинное народное ремесло - плетение из бересты. Фото: «АиФ-Урал»/ Автор фото: Алексей Заякин

«Если честно, то думала, что никогда не смогу освоить технику работы с берестой, которая казалась мне грубой и толстой, – говорит Галина Ивановна. – Не понимала, как правильно чистить бересту, как расслоить её до нужного размера. Не думала, что для изготовления каждого изделия требуется своя толщина. Однако со временем всему научилась. Сегодня у меня дома несколько сотен различных изделий из бересты. Центральное место, наверное, занимают мои любимые туески. Очень практичная, кстати, вещь в жизни. В одних я держу молоко, чтобы не прокисало, в других – яйца, чтобы не портились, в третьих – хлеб, чтобы не черствел. Чечевички имеют более рыхлую ткань, чем сама кора, пропуская воздух. Благодаря этому продукты долгое время остаются свежими».

Походы в лес

Сегодня нередко новый день Истоминой начинается с похода в лес. Но, как правило, идёт она туда не за грибами или ягодами, как большинство жителей Верхотурья. В лесу она собирает бересту для своих будущих изделий. Если кто-то из родственников колет дрова, то просит обязательно оставлять бересту для неё – «расплачивается» потом своими поделками.

«Как-то с мужем в огороде работали, а у меня голова заболела со страшной силой, – говорит она. – Ну просто на ногах еле стояла, чувствовала себя очень скверно. Супруг меня и подколол: «У тебя, говорит, есть же очелье собственного производства, почему не носишь, неужели не помогает?». Сходила, одела. Работаем дальше, общаемся. Силы сразу откуда-то появились. И только вечером я поймала себя на мысли, что головная боль действительно исчезла. Удивилась и одновременно порадовалась целебным свойствам своего изделия. Всем своим родственникам я сделала обереги в дома «чтобы они изгоняли злых духов», а также птиц счастья. Родные даже иногда в шутку обижаются, если я им обереги не дарю. Спрашивают: «Ну когда уже принесёшь нам подарочек?».

   
   

Сегодня Галина Ивановна Истомина ещё успевает работать председателем верхотурского совета ветеранов. Символические подарочки от неё регулярно получают местные пенсионеры. Не, все, конечно, а только кто дейсвительно поддерживает её увлечение.Кроме того, она даёт мастер-классы для туристов, которые нередкие гости в православной столице Среднего Урала.

«Если мы не будем сохранять народные промыслы, которые были популярны в прошлые века, то наши дети забудут свою историю, забудут, что значит работать руками, – говорит она. – Согласитесь, что сегодня народных умельцев с каждым годом всё меньше и меньше. На смену их творениям приходят различные подделки низкого качества. Я считаю, что нужно делиться секретами наших бабушек, передавать их наработки из поколения в поколение. Только таким образом мы можем сохранить народные промыслы в нашей стране».

*Очелье – лобная твёрдая повязка (берестяная, лубяная, тканая, металлический обод) для поддержания волос.

Смотрите также: