Стихи о прелестях маленькой жизни. Как получить ящик шампанского за нытьё

Екатерина Симонова: «Повседневная маленькая жизнь важнее, чем большие тексты». © / из личного архива / «АиФ-Урал»

«Жизнь, в общем-то, и есть поэзия, а поэзия – это жизнь. Я пишу про своих друзей, знакомых, про себя, про родительский огород, про свою семью, про своих котов… Про ту самую маленькую жизнь», – говорит поэтесса, сотрудница Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В. Г. Белинского Екатерина Симонова.

   
   

Досье
Екатерина Симонова родилась в Нижнем Тагиле. Окончила филологический факультет Нижнетагильского педагогического института. Публиковала стихи в антологиях, журналах и альманахах. Неоднократно становилась лауреатом фестиваля актуальной поэзии Урала и Сибири «Новый Транзит». Победитель турнира поэтов «Естественный отбор», Большого уральского поэтического слэма, первый лауреат премии «Поэзия». Лауреат премий журналов «Урал» , «Новый мир». Стихи переведены на английский, словенский, украинский языки. Куратор серии екатеринбургских поэтических чтений «Стихи о», поэтической серии «InВерсия». Технический координатор Всероссийской литературно-критической премии «Неистовый Виссарион».

Талант не оправдывает поведение

– Екатерина, многие уверены, что у поэтов особенный взгляд на мир, что они витают в облаках. Так и есть?

– Мне кажется, да, существует некий образ поэта – человека с горящими глазами, развевающимися кудрями, витающего в облаках. Это стереотип. На самом деле всё не так. Это обычные люди, которые точно так же работают в офисах, например, или в библиотеках, а стихи – это то, что прилагается. Я, как и все, хожу на работу, жарю картошку на ужин, езжу летом в огород. Какой особенный взгляд на мир? Просто есть то, что тебе удаётся лучше, чем что-то другое, кроме того, что ты уже умеешь. Зачем добру зря пропадать? Поэтому я стараюсь, чтобы не пропадало.

– Цитируя одно из ваших стихотворений, «всё-таки нет ничего важнее маленькой жизни». Эта «маленькая жизнь» для вас что?

– Я маленький человек, который живёт своей маленькой жизнью. И у меня есть всё, что для этой жизни нужно: родители, дом, место работы, куда я каждый день прихожу и честно её выполняю, своя семья, коты… Мне нравится жить обыденной жизнью.

По большому счёту, после каждого человека остаются не те тексты, которые он писал, а те поступки, которые он совершил. И они не обязательно должны быть значительными, всем известными, они могут быть и маленькими, скромными: сегодня вкусный ужин для близких, завтра – подаренная кому-то улыбка, послезавтра – оказанная кому-то помощь, умение не ругаться, не ссориться… Вот это и есть маленькая жизнь, и она, мне кажется, важнее, чем большие тексты.    
   

Талант – это то, что даётся бесплатно, ты им либо пользуешься, либо нет. И какой бы выдающийся он ни был, он не оправдывает наше поведение, а наше поведение – это повседневная маленькая жизнь, которая для меня важнее.

Жизнь, в общем-то, и есть поэзия, а поэзия – это жизнь. Я пишу про своих друзей, знакомых, про себя, про родительский огород, про свою семью, про своих котов… Про ту самую маленькую жизнь. На данный момент я нашла свою нишу, не знаю, сколько это продлится, мне интересно меняться, но сейчас мне нравится писать именно то, что я пишу, мне нравится, что это находит отклик.

Людям интересно наблюдать за чужой жизнью, интересен живой диалог. Помню, был у меня стишок – воспоминание о 90-х годах, мама привезла мне туфли из натуральной кожи, но пока мы пили чай, их разодрала кошка… Это была та живая деталь, которая начинает вызывать воспоминания, ассоциации, аллюзии. Давно я не видела столько комментариев про обувь! Люди рассказывали про свои туфли, про своё детство. Мне это очень нравится, это настоящая жизнь.

Бумажная книга всегда будет иметь ценность

– Сегодня Белинка – это не просто библиотека, но и своего рода центр культурной жизни. Здесь проходят выставки, встречи с интересными людьми, лекции, презентации и так далее.

– Мир не стоит на месте, и всё меняется вместе с ним – это естественный ход событий. Меняется мир, меняются люди, меняются форматы, поэтому меняется наша работа с людьми, мы же должны соответствовать современному миру. Выставки в библиотеке, встречи, большие проекты – это прекрасно.

Один из моих любимых библиотечных проектов – Всероссийская литературно-критическая премия «Неистовый Виссарион», основанная библиотекой им. В.Белинского в 2019 году. В марте этого года начнётся уже третий её сезон. С одной стороны, эта премия – нестандартный ход библиотеки, с другой – совершенно естественный: критики, литераторы и библиотека обязательно должны были встретиться.

Екатерина Симонова и её жизнь. Фото: «АиФ-Урал»/ из личного архива

– Сегодня гаджеты медленно, но верно перетягивают одеяло на себя, электронные «читалки», например, составляют серьёзную конкуренцию старым добрым бумажным изданиям. Как вы считаете, классическая книга может стать атавизмом?

– Устареет ли что-то, к чему мы привыкли, и что останется? Это один из тех вопросов, которыми люди постоянно задаются. Но, скажем, театр хоронят со времён появления кинематографа, а он до сих пор вполне себе жизнеспособен. То же самое и с книгой. Возможно, для кого-то она потеряет смысл, а кто-то несмотря ни на что будет продолжать ею пользоваться. Не будем забывать, что у нас у всех разное восприятие, разные психологические особенности – кому-то нужно держать в руках книгу, а кто-то может спокойно читать с экрана. Думаю, современные технологии и бумажные книги вполне могут уживаться.

К тому же бумажная книга – это предмет, который всегда будет иметь ценность: чем книга старее, тем она реже встречается, а редкая книга – это дорогая книга. Не будем об этом забывать. Мы в библиотеке сохраняем эти редкие книги для истории следующих поколений, что тоже очень важно.

Сейчас, к примеру, в рамках национального проекта «Культура» у нас оцифровываются старые книги, в том числе книги из библиотеки Демидова. И благодаря оцифровке к этим книгам (с авторскими пометками!) имеет возможность получить доступ любой читатель.

– Не нарушая покой древности?

– Именно. Время никого не щадит, и книги не исключение. Старым книгам нужен особый уход, особый температурный и световой режимы. Поэтому обычному читателю проще всё же иметь дело с электронной версией, тем более что она ничем не отличается от оригинала, поскольку страницы книги сканируются полностью.

Поэт своего времени

– Бывает, люди сетуют: мол, я родился не в то время… Вы про себя могли бы так сказать?

– В этом отношении я человек практичный, не могу себя представить в другом времени хотя бы потому, что я там не была. Но я знаю, что 50, 70, 100 лет назад была, скажем, совершенно другая медицина, у женщин было гораздо меньше прав, и мне как-то не хочется, предположим, каждый вечер варить на очаге ужин и не иметь возможность обратиться к нормальному врачу. С другой стороны, никто не обещает, что лет через 200–300 не будет так, как было у нас лет 200–300 назад, – мы не знаем, в какую сторону пойдёт развитие цивилизации. Поэтому мое «сейчас» меня вполне устраивает.

Думаю, современные технологии и бумажные книги вполне могут уживаться. К тому же бумажная книга – это предмет, который всегда будет иметь ценность».
Понятно, что ты вспоминаешь определённые периоды жизни, какие-то милые моменты из детства, яркие моменты юности… Но я же понимаю, что они не повторятся, главное, что они были. Смешно хотеть оставить себя в каком-то единственном моменте, во-первых, это невозможно, а во-вторых, это своего рода стагнация, которая не идёт человеку на пользу. Остаться навсегда в одном ярком моменте, в фейерверке, из которого нет выхода, – это, на самом деле, не слишком большая радость.

– Ваша маленькая жизнь имеет территориальную идентичность? В последнее время всё чаще сталкиваюсь с мнением, что недалёк тот день, когда мы станем людьми мира.

– От начала времён все надеются, что будут людьми мира. Благодаря интернету мы все и так по большому счёту люди мира. А территориальную идентичность каждый определяет для себя сам как то место, где он хочет быть. Я родилась на Урале, так сложилось, что живу на Урале, может быть, умру на Урале, а может, и нет… Я люблю Урал. Но можно родиться на Урале, мечтать жить в Петербурге, к примеру, переехать туда и считать себя петербуржцем.

«Премия, которую я честно выпросила»

– Как вас, тотально позитивного человека, угораздило получить премию «Нытик года»?

– Эту премию, а ей уже лет пять-шесть, придумал и организовал известный поэт Виталий Пуханов. Он в течение года отслеживает посты поэтов в социальной сети и тем, кто, по его мнению, ныл круче всех, больше всех жаловался на свою творческую неудовлетворённость, писал в «личку» – ставил в известность о присуждении премии «Нытик года». А дальше лауреат мог её принять и раскрыть своё инкогнито или не раскрывать и премию не принимать. Премия представляет собой ящик шампанского «Абрау Дюрсо» – я считаю, это прекрасно!

Екатерина Симонова и её жизнь Фото: «АиФ-Урал»/ из личного архива

Вот и в минувшем году пользователи начали предлагать своих нытиков, некоторые из них забанили своих выдвиженцев: кто-то спокойно относится к тому, что его называют нытиком, а кто-то обижается – это нормально. Я была в числе самовыдвиженцев. Условия были простые – нужно было поныть в соцсети и попросить друзей проголосовать за тебя под конкретным постом. По количеству голосов определялся победитель. Я честно ныла! Это премия, которую я выныла и выпросила.

– А поводы для нытья трудно было найти?

– Жизнь столь прекрасна, что поводы искать не нужно. Она, на самом деле, может быть замечательной, главное – написать про неё как-нибудь по-другому, чтобы было на что пожаловаться. А жаловаться можно на что угодно: купила не ту, которую хотела, штору, приготовила не то, что планировала… Коты тебя не любят – это тоже прекрасный повод для нытья.

У людей, которые голосовали, была ко мне одна претензия – что я не нытик по натуре своей. Было очень обидно, и я… ныла по этому поводу.

– Женщина – это поэт или поэтесса?

– Это великий вопрос про феминитивы: как называть женщину, которая пишет стихи? Я человек не конфликтный и совершенно спокойно отношусь ко всем трём вариантам: поэт, поэтесса и поэтка.