О Екатеринбурге вновь написали СМИ всего региона — уральцы за девять дней предложили бизнес-сообществу 34 идеи, которые могут улучшить город к его 300-летию в 2023 году. Среди инициатив — создание анимационного фильма «История одной башни» от художника Алексея Рыжкова.
Журналист «АиФ-Урал» пришла в его мастерскую, чтобы посмотреть на картинах, как менялся Екатеринбург в течение 25 лет, поговорить с автором о новых форматах работы во время пандемии и о перспективах анимационного кино в уральской столице.
«Конкурсы меня ужасают»
Мастерская Алексея Рыжкова находится в центре города, рядом с домом художника. «Так удобно, — признаётся собеседник на первой минуте нашей встречи. — Нам на второй этаж, пойдёмте».
Дом, в который мы зашли, напоминает прошлое столетие: коричневые деревянные перила, большие невысокие окна. Но если открыть дверь на лестничной площадке слева, откроется рай для ценителей живописи. Захожу.
«Посмотри, эта полка уже почти вся заполнена картинами, — Алексей Маркович открывает дверь в комнату и обращает моё внимание на полку сверху. На ней действительно почти не осталось места — рисунки стоят плотно друг к другу. — Сейчас покажу своё рабочее пространство».
Алексей Рыжков — екатеринбургский художник, который с недавнего времени пробует себя в анимационном кино. Когда я оговариваюсь и называю его аниматором, он скромно опускает глаза, поправляя меня: «Я художник».
Тем не менее, анимационный фильм «История одной башни», который Алексей создал совместно с аниматором Григорием Малышевым и композитором Александром Пантыкиным, с успехом прошёл все этапы конкурса «Екатеринбург-300», а музыкальный клип «Танец втроём» включён в шорт-лист конкурса «Территория авангарда», удостоен специального диплома «Кинопробы-2020» и конкурса видеоклипов «Мой авангард».
«Конкурсы меня ужасают, — признаётся Алексей Рыжков. — Но я понимаю, что конкуренция — это правильная вещь. Я очень люблю анимацию как зритель, но не дружу с компьютерными программами, поэтому для всех роликов искал партнёра. К сожалению, многие люди говорили: «Найди деньги — и мы с удовольствием с тобой поработаем». Единственный за последнее время человек, который согласился сотрудничать без разговоров о финансах — Григорий Малышев. И это было очень интересно. Несмотря на совершенно разный стиль, мы сделали такое видео, которое было не похоже ни на его, ни на мою манеру изложения. Компромисс — это уступки, после которых всё равно все остаются недовольны результатом. У нас в этом смысле был не компромисс, а гармония».
Во время интервью замечаю, что часто употребляю слова «творчество», «вдохновение» — всё то, о чём журналисты часто спрашивают своих героев. Мимика Алексея в эти моменты заметно меняется — улыбка становится более скромной, а выражение лица — серьёзнее. Он не любит эти слова.
«Что значит «творчество»? Что значит «вдохновение»? — недоуменно разводит руками мой собеседник. — Рисунки для меня — повседневная жизнь. А если для того, чтобы жить, нужно вдохновение, то… Не нужно заниматься чем-либо, если для этого обязательно нужна муза. Знаете, у меня нет потребности в «Творчестве». Просто когда долго не рисуешь, возникает чувство как у курильщика: если нет сигарет, чувствуешь, что что-то не так».
Рисованый город
Алексей Рыжков начал рисовать в три-четыре года, как, впрочем, и многие из нас. Смеётся: «Нормальные люди перестают это делать, а некоторые не могут остановиться». В школьные годы он отчётливо понимал, что кроме художественного училища его никуда не возьмут из-за плохих оценок, но всё сложилось удачно.
«Я закончил Свердловское художественное училище им. И.Д. Шадра, потом три года был вольнослушателем в институте им. Репина в Питере, закончил факультет истории искусств в УргУ. Первые работы сделал в студенческое время, на них изображён Екатеринбург. Я долго не понимал, как мне нужно рисовать и что. Техника, образы… Мне сейчас обидно: смотрю на свои старые работы, которые мне в то время не нравились, и думаю, что они не так уж и плохи, а я напрасно так убивался», — рассказывает Алексей.
Пока Алексей в многочисленных рисунках в своей мастерской ищет то, что хочет мне показать, я осматриваюсь: уютная комната, на каждой стене — картины. И, кстати, не только там — они повсюду. И действительно — Екатеринбург на них изображён чаще всего остального.
«Я рисую в первую очередь для себя, потому что есть такая потребность. Но обязательно смотрю, как мои работы отражаются в восприятии окружающих меня людей. И это направление — рисование города— наиболее востребовано», — говорит художник.
Уроки пандемии
Безусловно, на творческую деятельность Алексея Рыжкова, сильно повлияла пандемия коронавируса. И это не про то, что у художника не было заказов или он переставал рисовать, потеряв в этом всякий смысл — нет, наоборот. Эпидемия показала ему новые пути развития.
«Она оказалась хорошей проверкой взаимоотношений — кто на самом деле близкий человек, а кто — нет, — не задумываясь, говорит Алексей. — Многие вещи вывернулись наизнанку. А потом появились новые возможности, причём не только для общения, но и для художественных практик. Я провёл онлайн-курс по рисованию Екатеринбурга для художников-любителей в школе «Народных университетов».
По словам художника, смена работы в студии на дистанционную — полезная практика для тех, кто никогда не проводил уроки и мастер-классы онлайн. Если раньше, до пандемии, можно было собраться коллективом в одном месте и несколько раз перерисовывать одни те же элементы картины, то для онлайн-урока нужно было поменять технику, рисовать быстро и без переделок.
«Это был прекрасный опыт. Я видел, что кто-то даже умудрился получить новые навыки в течение двух месяцев, пока мы занимались дистанционно. Это относится и ко мне. Удивительно, но такого рода рисование, под веб-камерой, точно так же, как привычное коллективное, рождает необычную энергию», — говорит Алексей Рыжков.
«Чтобы всем нравиться, ннадо быть стереотипным»
В прошлом интервью с уральским режиссёром Анастасией Соколовой я писала о том, что авторские фильмы дети и взрослые могут увидеть только на фестивале или в интернете, спустя годы после выхода фильма.
Режиссёры живут надеждой, что прокаты анимационных фильмов всё-таки будут массовыми. Алексей Рыжков тоже верит, что анимационный фильм «История одной башни» будет реализован и его увидят екатеринбуржцы и гости уральской столицы.
«Люди, которые занимаются анимацией, уязвимые — они зависят друг от друга, от денег, от технологий, от государства. Если что-то пойдёт не так, я, как художник, могу забиться у себя на кухне в угол и продолжить рисовать картинки. И даже если они никому не нравятся, я смогу ошибочно думать, что я непризнанный гений и что у меня всё зашибись. С анимацией так не получится. Проблема в том, что чтобы всем нравиться, надо быть стереотипным, и даже очень талантливые люди, делая коммерческую анимацию, изначально вынуждены закладывать стереотипность в свою творческую задачу. Иначе они просто не будут востребованы. А фильмы, которые они делают так, как хотели бы делать, не пользуются большим успехом у массового зрителя».
«Мне из профессии художника всегда хочется убрать пафос… Он ведь такой наносный, фальшивый. Я люблю художника Мишу Брусиловского. Он часто говорил: «Вот, накрасил тут немножко картинок». Так он говорил о своих монументальных полотнах. Эта интонация кажется мне правильной. Я избегаю таких слов только тогда, когда передо мной стоят серьёзные люди или покупатели».
На этих словах мой собеседник показывает свои картины и я понимаю, что никакой карантин не сможет погасить огонёк Алексея Рыжкова, который зажигается в его груди всякий раз, когда он берёт в руки кисть. А «Историю одной башни» мы обязательно увидим на экранах уральской столицы, как только её автор, Алексей Рыжков, найдёт финансовую поддержку бизнес-сообщества Екатеринбурга.