Уральского режиссера мультфильма «Школа развития» Анастасию Соколову наградили «Специальным призом международного жюри» на 18-м международном анимационном фестивале в Хиросиме (Япония). На этом же фестивале наградили ещё одного екатеринбуржского режиссёра — Нину Бисярину. Фильм «Сколько весит облако?» члены жюри отметили «Специальным призом».
«Фильм не становится лучше или хуже от того, что ему не дали награду», — говорит режиссёр кинокомпании «Снега» Анастасия Соколова, которая показала на конкурсе один день из жизни современной шестилетней девочки, расписанный по часам.
Где найти вдохновение для творчества
— Анастасия, я посмотрела ваш фильм «Школа развития», который завоевал специальный приз на 18-м международном анимационном фестивале в Хиросиме. Смысл сюжета очень глубокий.
— «Школа развития» — биографический фильм, простой и жизненный. Это один день из жизни современной шестилетней девочки, расписанный по часам. Балет, пение, английский язык, бассейн. Но для ребёнка все эти «развивашки» меркнут перед естественным процессом выпадения зуба.
Когда в семье рождается ребёнок, родители хотят дать ему как можно больше знаний, вложить всё то, чего не дополучили сами, успеть вовремя разглядеть талант и дать возможность реализоваться. Но, к сожалению, в этой погоне пропадает ощущение детства, беззаботности и беспричинной радости. Ребёнок с детства должен быть успешным, и это грустно.
Анимацию мне помогала делать Юлия Микушина — прекрасный художник-аниматор. С ней очень легко и приятно работать.
— Дочери интересно то, чем занимается мама?
— Ева — моя муза, мой друг, и она всегда рядом. Когда ей было пять лет, она перед сном задала вопрос: «Мама, расскажи, как я была маленькая?» Ей было важно узнать всё с самого начала. В результате появился фильм «Колыбельная для Евы», который рассказывает о жизни родителей до рождения ребёнка: адреналин, клубы, вечеринки, полёты на параплане, ныряние с аквалангом, путешествие из Владивостока в Екатеринбург на машине через всю Россию, езда на мотоцикле и т. д. Но вместе с тем — грусть от того, что в жизни нет самого главного.
Жизнь замедляется и приобретает новые краски, только когда появляется ребёнок. Становится понятно, что для счастья больше не нужно искать самую высокую скалу, чтобы с неё прыгнуть. «Колыбельную для Евы» озвучивала сама Ева.
В анимации появился новый жанр
— Нет ощущения, что современный зритель не готов смотреть полнометражные мультфильмы?
— Готов, но современная жизнь настолько быстра, что мы не успеваем проживать важные моменты своей жизни, не говоря о чужой, - у нас просто нет на это времени. Сейчас в фестивальной анимации появился новый формат — фильмы длиной всего 5 секунд. Удивительно, но за 5 секунд человек может понять больше, чем за 30 минут. Хочу попробовать себя в этом жанре.
— Здорово, что анимация идёт в ногу со временем. Где эти фильмы могут посмотреть дети?
— К сожалению, авторские фестивальные фильмы дети могут увидеть только на фестивале либо в интернете, спустя годы после выхода фильма. Дети смотрят только то, что показывают на телевидении, а это яркие, красочные, динамичные иностранные или российские сериалы.
Режиссёры живут надеждой, что прокаты анимационных фильмов всё-таки будут массовыми и, наконец, появится официальный федеральный канал для авторской анимации. Думаю, он был бы очень популярным.
«Фильм не становится лучше или хуже от того, что ему не дали награду»
Вспомните международный фестиваль-практикум «Кинопроба», который проходит в Екатеринбурге, — он ежегодно собирает полные залы! Анимация востребована, её нужно показывать не только на фестивалях.
— Говорят, что у режиссёров есть ещё одна проблема — подбор музыки. Это правда?
— Музыка является одной из главных составляющих фильма, поэтому, да, успех фильма зависит от выбора композитора. Однажды у меня были серьёзные проблемы с авторскими правами. Я взяла для фильма уже готовую музыку известного композитора советских времён Софьи Губайдуллиной. Позже выяснилось, что Софья живёт в Германии и все права на свои произведения продала немецкой компании. Она сама-то была не против предоставить права, а вот немцы в нас крепко вцепились.
— Не пробовали работать в паре с композитором?
— Пробовала, это очень здорово. Поэтому уже несколько фильмов сделала вместе с композитором Евгением Кармазиным. Он очень быстро, легко схватывает атмосферу моих фильмов, их интонацию и юмор, а потом так же виртуозно сочиняет музыку.
О чём можно снять мультфильм
— Знаю, что помимо анимации вы долгое время занимаетесь современной хореографией. Это такая закономерность — творческим людям хочется ещё больше творческой деятельности?
— Творческие люди видят что-то особенное во всём — в природе, в танцах, в поэзии, в одежде, в каждом человеке. Танцы были мечтой детства, я всегда знала, что буду выступать на сцене. Между танцами и анимацией много общего, в первую очередь это создание образа и фанатичная отдача делу. Танцуя и рисуя, ты добиваешься идеального движения, идеальной линии, и я, конечно, максималист во всём.
— Как удаётся видеть необычное в обычном при таком сумасшедшем темпе жизни?
— Я научилась осознанно замедляться, это важно — уметь переключать скорости. Понятно, что это иллюзия, но она позволяет многое успеть. Например, сажусь в машину и вижу осенний лист на стекле, за окном — дерево, от него — тень, а над ним — тучи. Всё, образ уже в голове. Эта осень вообще чуть не свела меня с ума своими красками, агония природы перед зимней спячкой завораживает. Если не спешить, то столько всего можно увидеть. Но и ускоряться я тоже умею, ещё как!
— О чём можно рассказать на языке анимации?
— Языком анимации можно рассказать обо всём. Важно найти способ, увидеть поэзию в простом, в повседневном, в реальном. Этим летом я поняла, что хочу сделать фильм о любви. Именно о любви между мужчиной и женщиной, а не о глобальном чувстве в целом. До этого у меня были сказки, фильмы про дочку, сейчас хочу про любовь. Что это за волшебство такое? Есть ли любовь или только короткие вспышки безумия?
— Вы очень много работаете над фильмами. Хочется общественного признания?
— Да. Думаю, каждый режиссёр мечтает, чтобы его фильм хотя бы раз показали на престижном фестивале. «Школу развития» не взял ни один российский фестиваль, но зато он попал на HIROSHIMA-2020 в Японию. Мы так радовались! Из 2 339 конкурсных работ со всего мира отобрали всего 59. А когда мы узнали, что фильм завоевал «Специальный приз международного жюри», то вообще не поверили. Это долгожданная победа.
Но, мне кажется, фильм не становится лучше или хуже от того, что ему не дали награду. Это всё тот же фильм, и забавно, когда люди только после получения приза начинают его хвалить. Хотя есть и те, кто верит в тебя с самого начала. Спасибо моим учителям Оксане Черкасовой, Алексею Караеву, Борису Вишеву, моим продюсерам Ирине Снежинской, Георгию Негашеву и, конечно, маме.