Примерное время чтения: 13 минут
1055

БИ-1: полёт в новое. Как в Билимбае родился первый реактивный самолёт

Сюжет «Городская палитра: стены говорят»

Небольшой посёлок Билимбай в годы Великой Отечественной войны вошёл в большую историю отечественного самолётостроения. Можно сказать, что здесь был сделан первый шаг в освоении космоса.

На голосование за право художественного воплощения в посёлке Билимбай городского округа Первоуральск выносится сюжет «Родина первого советского реактивного самолёта БИ-1».

Проголосовать за тот или иной сюжет можно, позвонив по телефону +7 (343) 287-87-94. Звонки принимаются каждую среду с 10.00 до 13.00 до 15 апреля (включительно). Кроме того, свой голос можно отдать по адресу электронной почты rada@aifural.ru

 


На военные рельсы


Александр Твардовский не зря дал нашему региону ёмкую характеристику: «Урал – опорный край державы». В годы Великой Отечественной войны именно сюда было эвакуировано большинство промышленных и оборонных предприятий страны. Одной из точек их дислокации стал Билимбай – сюда осенью 1941 года был эвакуирован из Химок завод № 293 во главе с его директором и главным конструктором  Виктором Болховитиновым. Перед сотрудниками КБ и предприятия стояла архиважная задача – продолжить разработку первого советского реактивного самолёта, который впоследствии окрестили БИ-1, по фамилиям главных разработчиков – Александра Березняка и Алексея Исаева. Кроме того, аббревиатура перекликалась с тем, как на этапе проектирования называли самолёт, – «ближний истребитель».

 
БИ-1: полёт в новое. Как в Билимбае родился первый реактивный самолёт
Фото: «АиФ-Урал»

«Вообще говоря, в наш посёлок было эвакуировано четыре завода авиапрома, – говорит руководитель литературно-краеведческого клуба Билимбая «Уральские россыпи» Любовь Аверина. – В том числе вертолётное КБ Камова – Миля, где разрабатывали вертолёты-«автожиры»,  и агрегатный завод Привалова по производству парашютно-десантного оборудования. Почему такие серьёзные предприятия было решено разместить именно в Билимбае? Думаю, дело в географическом расположении посёлка, который остаётся незаметным, находясь под горой. Вообще, в годы войны все предприятия Билимбая, вся жизнь в нём перешла на военные рельсы. Посёлок принял не только предприятия, но и, например, эвакуированный из Ленинграда детский дом, семьи… Население посёлка в годы Великой Отечественной войны увеличилось вдвое! Не было ни одного дома, где бы не жили эвакуированные».

БИ-1: полёт в новое. Как в Билимбае родился первый реактивный самолёт
Фото: «АиФ-Урал»

Производственные мощности завода №293 разместили в помещениях бывшего железоделательного завода Строгановых, в советское время – труболитейного завода. Стратегическое предприятие заняло в том числе нерабочие цеха, выполнявшие исключительно функцию исторического наследия. Пока их в срочном порядке восстанавливали, сотрудники прибывшего предприятия работали при буржуйках и кострах.

БИ-1: полёт в новое. Как в Билимбае родился первый реактивный самолёт
Фото: «АиФ-Урал»
БИ-1: полёт в новое. Как в Билимбае родился первый реактивный самолёт
Фото: «АиФ-Урал»

Осень 1941-го на Урале была лютой. 7 ноября, когда предприятие прибыло на железнодорожную станцию, стоял лютый градусный мороз. Но он не мог затормозить разгрузку. К слову, для того чтобы доставить оборудование предприятия на Строгановский завод, пришлось расширять узкоколейку, идущую от станции к цехам, третьим рельсом.


Строго секретно


На первых порах семьи сотрудников конструкторских бюро и предприятия разместили в Свято-Троицком храме, там же обосновались отделы КБ. Условия жизни были тяжёлые. «Бабушка вспоминала, что весной они собирали лебеду, крапиву, колоски. Питание было скудным, но тем не менее жители посёлка принимали эвакуированных, как членов семьи, усаживали за общий стол, делились с ними всем, что было у самих, – рассказывает заместитель директора по воспитательной работе школы № 22 Билимбая, руководитель школьного музея Наталия Васильева. – А в воспоминаниях эвакуированных, в том числе авиаконструктора Бориса Чертока, фигурирует похлёбка «билимбаеха» (или «телембаиха») из муки, отрубей и воды».

БИ-1: полёт в новое. Как в Билимбае родился первый реактивный самолёт
Фото: «АиФ-Урал»
БИ-1: полёт в новое. Как в Билимбае родился первый реактивный самолёт
Фото: «АиФ-Урал»

Несмотря на трудности, в КБ Болховитинова велась активная разработка реактивного двигателя для самолёта БИ-1, история проектирования которого началась ещё в 1940 году. В состав топлива входили керосин и азотная кислота. Такой двигатель мог работать вне пределов атмосферы, при отсутствии кислорода. Можно сказать, что это был предтеча ракетного двигателя, иными словами, именно в Билимбае были сделаны первые шаги в освоении космоса.

БИ-1: полёт в новое. Как в Билимбае родился первый реактивный самолёт
Фото: «АиФ-Урал»

Понятно, что размещение в посёлке предприятий авиапрома окружило Билимбай ореолом секретности. Местные краеведы утверждают, что никаких документов, свидетельствующих о работе заводов и КБ в то время, в открытом доступе нет. Зато сохранились воспоминания участников тех событий. «Доподлинно известно, что авиаконструктор Борис Евсеевич Черток не смог получить разрешение на то, чтобы поехать в Свердловск на похороны матери, – рассказывает заведующая Центром краеведения Централизованной библиотечной системы ГО Первоуральск Надежда Дёмина. – Трудно сказать, с чем это связано, с сохранением режима секретности или с невозможностью отрыва от работы государственной важности, но факт остаётся фактом. Почившую привезли в Билимбай, где она и была похоронена».


«Идут братцы-кролики!»


В школьном музее Билимбая хранятся уникальные экспонаты – школьные тетрадки с воспоминаниями жителей о годах Великой Отечественной войны, в том числе о встречах с лётчиком-испытателем Григорием Бахчиванджи. Григорий Яковлевич ушёл добровольцем на фронт в самом начале войны. Известно, что в составе авиаполка НИИ ВВС он провëл 26 воздушных боёв, но в августе был отозван с фронта и командирован на Урал для испытания первого реактивного самолёта БИ-1.

БИ-1: полёт в новое. Как в Билимбае родился первый реактивный самолёт
Фото: «АиФ-Урал»

Билимбаевцы вспоминают его как вежливого, добродушного человека с неизменной улыбкой на лице, большого шутника. «Во время работы на заводе часто приходилось видеть Бахчиванджи, – написала в воспоминаниях Александра Михайловна Лузина (Оглоблина), которая пришла работать на 293-й в возрасте 15 лет. – Этот человек не был замкнутым, он всегда при посещении завода встречал и провожал рабочих (юношей и девушек) приветливой репликой: «Идут мои братцы-кролики!» Нам, девушкам-подросткам, этот человек нравился своим добродушием».

БИ-1: полёт в новое. Как в Билимбае родился первый реактивный самолёт
Фото: «АиФ-Урал»

«Вот здесь, на берегу пруда, проходили первые стационарные испытания реактивного двигателя, – рассказывает Надежда Дёмина. – Разумеется, никто из жителей посёлка допущен не был. В феврале во время испытаний на стенде произошёл взрыв, Григорий Бахчиванджи получил серьëзные ожоги. Но в госпитале он лечился очень недолго, не мог себе позволить терять время».

БИ-1: полёт в новое. Как в Билимбае родился первый реактивный самолёт
Фото: «АиФ-Урал»

После того, как повреждения от взрыва были устранены, работы были продолжены. А в апреле 1942 года БИ-1 привезли в Свердловск на аэродром Кольцово, где прошло пробное включение двигателя, пробежка самолёта по полосе и его подлёт на незначительной высоте. Ключевое же событие – полёт первого самолёта с реактивным двигателем, который пилотировал Григорий Бахчиванджи, – произошло 15 мая 1942 года. Полёт длился три минуты девять секунд, БИ-1 смог подняться на высоту 840 метров.

БИ-1: полёт в новое. Как в Билимбае родился первый реактивный самолёт
Фото: «АиФ-Урал»

«Для нас, стоявших на земле, этот взлёт был необычным. Непривычно быстро набирая скорость, самолëт через 10 секунд оторвался от земли и через 30 секунд скрылся из глаз. Только пламя двигателя говорило о том, где он находится. Так прошло несколько минут. Не скрою, у меня затряслись поджилки. Наконец, Бахчиванджи возвратился и сел на аэродром», – вспоминал авиаконструктор Виктор Болховитинов. После этого испытательного полёта про Григория Бахчиванджи говорили: «Он совершил полёт в новое!»

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах