aif.ru counter
02.02.2011 00:05
40

В Екатеринбурге дефицит «дамских» памятников

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. АиФ на Урале 02/02/2011

Самая пышная

Самая привлекательная, на наш взгляд, «женская» скульптура Екатеринбурга (да не одна, а в компании с мужчиной) украшает фасад филармонии. Большевики уничтожили только герб России, красовавшийся между мужчиной и женщиной. А вместо него приспособили СССР-ский серп с молотом и колосьями. Высечена женщина из гранита, во времена модерна. Тогда стройненькие были не в моде, потому и дама здесь пышная. В 1915 году в Екатеринбурге открылся концертный зал городского общественного собрания - благодаря томскому архитектору Андрею Крячкову. Его выбрало местное дворянство, так как он получил первую премию за свой проект на всероссийском архитектурном конкурсе. Крячков обучался в Берлине и Париже. Видимо там его и опьянило «духом модерна».

Самая железнодорожная

«Шпалоукладчица» - так называется городская скульптура женщины, которая несет кувалду на территории железнодорожного вокзала Екатеринбурга. Вот на таких женщинах и держится вся наша железная дорога! Идея открыть около городского вокзала «музей под открытым небом» родилась у главного инженера управления дороги Олега Набойченко. Нужно было создать группу скульптур, чтобы каждая фигура выражала образы разных времен: всерьез и с улыбкой. Изваял «железнодорожницу» скульптор Юрий Крылов, член союза художников СССР. Подобного скульптурного новодела в Екатеринбурге в настоящее время хоть отбавляй, но группа «железнодорожных» фигур появилась в Столице Урала первая. Потому мы ее и отметили.

Самая царственная

Единственный персонифицированный памятник женщине в Екатеринбурге - да и то не цельный, а бюст - стоял на плотине городского пруда. Скульптурной головой город восславил Екатерину I, в честь которой и назван. Установили его по обязательному благоустроительному оброку. В 1883 году железнодорожники обустроили набережную и установили там два бюста: Петра I и его супруги - с надписью на постаменте «Императрице Екатерине I, основательнице города Екатеринбурга». В апреле 1917 года солдаты, отправлявшиеся на фронт из глубины Сибири и Ачинска, устроили погром в Екатеринбурге. Сломать бюсты голыми руками не смогли даже в припадке революционного безумства. Потому добыли инструменты в мастерских, унесли царственные головы и разбили паровым молотом. Вместо Екатерины на Плотинке установили непропорционально большую и задумчивую голову Мамина-Сибиряка. Создал ее скульптор Миназер.

Самая небезопасная

Имя другой дамы, призванной украшать здание, известно точно - Муза. Ее бронзовое туловище при помощи штырьков прикреплено к фасаду Дома кино. Известно даже ее отчество - Антоновна, по фамилии отца-ваятеля, скульптора Андрея Антонова. Рассматривать ее лучше с противоположной стороны улицы и не только потому, что «лицом к лицу лица не увидать», а еще ради безопасности. Архитектор приспособил скульптуру прямо над входом в культурное заведение, и она нависает своими килограммами над всяким туда входящим. Девушки нашего города любят назначать свидания у этой небезопасной дамы, видимо,чтобы испытать крепость чувства ухажера.

Самая партийная

Самая крупная скульптурная женщина в Екатеринбурге - комсомолка на Вознесенской горке. В 1997 году памятник «Комсомолу Урала» вычеркнули из списка памятников федерального значения, понизив его статус до местного. Священнослужители, не стесняясь, называют монумент «бесовским памятником» и регулярно требуют снести шагающих комсомольцев. Мол, не место им между двумя храмами. Пока батюшки добились лишь ликвидации лягушек с фонтана, которые за «комсомольцами» были. Если кто-то скажет, что уральских комсомольцев скульптор Сажин и архитектор Белякин содрали с «Рабочего и колхозницы», то мы укажем на основное различие этих монументов. Парочка с ВДНХ шагает зеркально, а екатеринбургская - в ногу, и не поднявши руки вверх, а размахивая ими в такт. С возведением через дорогу Храма-на Крови комсомольцы заметно проиграли. До этого памятник господствовал над территорией, перед молодыми людьми простиралось светлое будущее, прекрасная перспектива и значительная часть города. Теперь их взоры упираются в стену церкви. Так что не совсем понятно, почему молодежь, марширующая от одной церкви к другой, вызывает досаду у священнослужителей.

Самая фея

Насчет личности дамы, что с 1967 года летит вдоль фасада киноконцертного «Космоса», существуют разные версии. Ее называют и Аэлитой с волшебной палочкой, именуют Сиреной, ассоциируя с существом из Древней Греции. Культурные лица называют женщину дирижером и ассоциируют ее с Авророй. А официальное название этой женщины «Летящая Муза», но об этом практически никто из посетителей «Космоса» не знает. Изобразили чеканный барельеф скульпторы Грачевы. Сейчас фея является логотипом ККТ «Космос» - на буклетах, сувенирной продукции и официальном сайте кинотеатра. Гости и жители нашего города по памяти смогут назвать лишь один отличительный элемент «Космоса» - летящую женщину.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество