Это судьба
- Юрий Васильевич, вы эту должность занимаете больше 20 лет. Что вас так сильно держит?
- Мне кажется, что в жизни человека присутствует некая судьба. Когда я только пришел в музей, одна пожилая сотрудница сказала мне: «Надолго случайный человек в музее задержаться не может». Призвание работать в музее всегда находит нужного индивидуума, который уже не сможет бросить это дело. Здесь он трудится не ради денег, здесь присутствует более высокое чувство.
- Наверное, летом в выставочных залах тишина и покой?
- На днях только закончилось горячее время - к нам толпами приходили учащиеся детских городских лагерей. Это был сплошной бурный поток! В последнее время в музей постоянно тянется, иногда нескончаемая, вереница посетителей, причем абсолютно разных категорий. Понятное дело, что здесь влияние имеют самые различные факторы, например хорошая погода. Но удивительно, что и тогда люди приходят к нам, например, когда самая пора для пикников и пляжей. Каждый год мы принимаем свыше 100 тысяч посетителей, и когда я слышу разговоры, что интерес к музеям пропал, я с этим не согласен. Никакой Интернет не в состоянии заменить возможность прийти в культурную зону, где представлены уникальные артефакты, с которыми можно ознакомиться.
Реклама нужна
- А учащиеся детских городских лагерей с энтузиазмом приходят к вам или это все-таки принудительное мероприятие по инициативе преподавателей?
- Бывает и так, что детей приводят в добровольно-принудительном порядке, но это и неплохо, потому что лучше так, чем они, находясь без присмотра, попадут в притон наркоманов. Я, конечно, утрирую, но тем не менее. Бывает, в музей дети приходят без настроения, но если им интересно рассказать экскурсию, то оно сразу же меняется на прямо противоположное. Особенно сильное эстетическое потрясение получают ребята из детдома или неблагополучной семьи. Хотя изначально они приходят в непривычную обстановку со стойкой настороженностью в душе.
- Есть мнение, что на сегодня без рекламы и так называемой заманухи в музей никто не придет…
- Существует определенное количество людей, к сожалению, их не очень много, кто ходил бы в музей без всякой рекламы, но она действительно нужна. Понятное дело, что до абсурда доводить не стоит, например, пытаться представить выставку в ложном ярком свете, чтобы заинтересовать больше людей, - это уже непрофессионализм. Какое тогда ощущение останется у посетителя после экскурсии по этой экспозиции? Всем понятно. А порой человек не идет только потому, что не знает о выставке, поэтому без пиара не обойтись.
Живой интерес
- Да и сейчас много акций, которые способствуют популяризации музеев. Та же «Ночь музеев».
- Но тогда встает вопрос сохранности экспонатов. Когда проходит огромная толпа людей, многие с легкомысленным настроением, нужно особенно следить, чтобы ничего не было испорчено. К тому же температурно-влажностный режим от такого количества гостей может серьезно нарушиться. С одной стороны, это определенный риск, а с другой - эти мероприятия основательно подстегивают интерес к музею.
- Недавно произошел конфликт между авторами репродукций картин, которые когда-то были в переходе на Плотинке, и оргкомитетом проекта стены памяти Цою. Что все-таки полезнее было бы городу?
- Самый идеальный вариант - прежнее сохранить и новое создать, но только чтобы одно на другое не накладывалось. Получилось, что одни люди уничтожили кропотливый труд других, - так делать не надо. Даже если новая работа лучше прежней. Чем больше сохранится - тем лучше и интереснее для нас и гостей города.
Афиша:
Какие еще выставки ждут в будущем посетителей музея:
- С 20 июля по 12 августа «Графика Серебряного века».
- С 17 августа по 18 ноября «Шедевры отдела графики из собрания Государственного Русского музея».
- С 28 ноября 2012 по январь 2013 «Дворцы, руины и темницы. Джованни-Баттиста Пиранези и итальянские архитектурные фантазии XVIII века».