aif.ru counter
03.10.2012 13:03
Ольга МАСЛОВА
50

Что больше всего интересует уральцев в музеях?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. «АиФ-Урал» 03/10/2012

С чем у нас чаще всего ассоциируется эта деятельность? С фразой «Руками не трогать!» и строгим взглядом поверх очков.

Однако посетители даже не предполагают, что для музейных смотрителей их работа может быть интересной. В ней сочетаются и новые знания в сфере искусства, и знакомства, и, конечно же, любовь к своему делу.

Строгое правило

В наш век развитых технологий, породивший множество новинок в сфере видеонаблюдения, профессия эта и сама выглядит как музейная реликвия. Портрет смотрителя знаком каждому уральцу: женщина почтенного возраста с аккуратной прической и в теплом уютном свитере, часами сидящая на стуле. Это только сперва кажется, что она бездействует, - на самом деле смотритель постоянно погружен в работу, ему необходимо внимательно следить за порядком в зале и сохранностью экспонатов.

Эта профессия не требует особых навыков и специального образования, да и активности как таковой тоже, ведь они не имеют права вести какие-либо экскурсионные работы, но, признаются сотрудницы Екатеринбургского музея изобразительных искусств, иной раз сложно удержаться и хочется хоть немножко повлиять на посетителя.

- Я знаю ровно столько, сколько говорит обычно искусствовед, - рассказывает смотритель Надежда Пантыкина, - и если некоторым людям вообще ничего не сказать, они просто пробегают по залу, а затем уходят ни с чем. Но стоит только зацепить, хоть капельку, сказать: «Подождите! Вот посмотрите, эта работа третьего века до нашей эры!», и уже отсюда начинается интерес. А я, придя два месяца назад на эту должность, расписалась, что не имею права ничего никому говорить. Вот сиди, рот заклей - и все. Это такая дикость, я вам скажу.

Чей же хлеб?

Такое правило, в какой-то мере ограничивающее желание смотрителей помочь посетителям проникнуться атмосферой искусства, было создано в пользу экскурсоводов, чей хлеб даже где-то с большим успехом могли бы есть поднаторевшие за все эти годы в искусствоведении пожилые дамы.

- Посетителям необходимо давать какую-то зацепочку, - добавляет Надежда Ивановна. - Я заметила, таких людей, которые способны любопытствовать сами, - мало, и в основном это молодые женщины, а мужчины напротив, любопытствуют очень редко.

Кстати, подсказывать ключик к экспозиции смотрителям временами приходится не только своим соотечественникам - частыми гостями в музее являются и иностранные граждане: среди посетителей очень много немцев, голландцев и японцев, с которыми объясняться приходится буквально на пальцах.

Еще сложнее «справиться» с посетителями другой категории - юными уральцами, которые по праву заслужили «звание» головной боли. Сотрудники музея пожаловались, что детки до восьми лет практически неуправляемы, а на справедливое замечание со стороны смотрителя зачастую агрессивно выступают родители маленьких непосед. Например, на Ночи музеев ребенок достаточно заметно испортил полотно «Княжна Тараканова», которое пришлось отдать на реставрацию.

Музейный рекордсмен

Бывшая учительница географии уже давно сменила школьные классы на музейные залы, о чем совершенно не жалеет. Раиса Дядюк работает на этой должности уже семь лет. Сначала видела в ней лишь хорошую надбавку к низкой пенсии, но потом просто влюбилась в зал русской живописи, и в свое новое дело - тоже.

Однако рекордсменом в музее изобразительных искусств является Валерия Кикиморина, она проработала на должности смотрителя 22 года. Сперва думала, что устроится на время, а потом и не заметила, как с головой ушла в мир искусства. Теперь она с легкостью может определить, специально ли пришел человек напитаться духовно или просто заблудился. Оказалось, что охотнее всего уральцы тянутся к живописи. «Видимо, с нашей суровой погодой посетителям не хватает зелени и ярких красок», - закончила Валерия Петровна.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество