Екатеринбургский театр оперы и балеты завершил подготовку к премьере оперы чешского композитора Антонина Дворжака «Русалка». Спустя 17 лет оперная постановка вернулась на сцену театра. Теперь на чешском языке, передает корреспондент «АиФ-Урал» в среду, 17 мая, побывав на генеральной репетиции.
Сделано в Чехии
Чешский национальный продукт силами чешской команды рискнул поставить на своей сцене Екатеринбургский театр оперы и балета. Почти трехчасовая постановка с двумя антрактами и тремя действиями погружает зрителя в сказочный подводный мир невиданных существ. Наряду с человеческим миром любовных терзаний, историей предательства и всепрощения.
Генеральный прогон оперы «Русалка» в Екатеринбурге | Фотогалерея
Генеральный прогон оперы «Русалка» в Екатеринбурге | Фотогалерея
Музыка чеха Дворжака
Это классическая постановка «Русалки» Антонина Дворжака, одного из самых почитаемых композиторов Чехии, прах которого покоится на Вышеградском кладбище в Праге – культовом месте для туристов.
«Эта постановка очень классическая: не только по сцене, но и по музыке – оркестр играет по всем традициям чешской музыки. Это чувственная и красивая музыка. Но я всем говорю, что по фактуре – это тяжело: как будто сыграть три симфонии для оркестра. Нам пришлось убирать некоторые инструменты – Дворжак любил писать для очень плотного оркестра. И если бы не внесли изменений, вокалисты из оперы просто бы исчезли. И тогда получилась не «Русалка», а аквариум!» – рассказывает дирижер-постановщик Оливер фон Дохнаньи.
Многослойная история
Как всегда, на первом месте в сюжете – бесконечная любовь. Красивая и неземная Русалка влюблена во вполне себе человеческого Принца, который идет навстречу девушке, но затем предает ее, отдавая все свои чувства таинственной Чужеземной Княжне. После этого Русалка, которая, к слову, лишается дара речи во втором действии, познает всю горечь предательства в любви и возвращается в водный мир.
Очухавшийся принц пытается вернуться к девушке и поцеловать блуждающий огонек, в который она преобразилась от горя. Но цена поцелуя слишком дорога – это смерть. Что не останавливает героя, и он погибает. А одинокая Русалка просит Бога о милости к человеческой душе.
«Русалка» – многослойная история, в которой много смыслов. «Для детей – это сказочный мир, населенный разными существами, для взрослого человека – глубокая драматичная история о любви и смерти. Это одно из самых любимых произведений, и самое важное для меня – это история всепрощения. Какие бы удары не наносила нам судьба, если ты сможешь простить – это станет самым ценным для твоей души», – эмоционально рассказывает о постановке чешский режиссер Томаш Пилар.
И тут же признается, что остался в восторге от сотрудничества с командой екатеринбургского театра: «В Европе мне бы никогда не позволили провести две генеральные репетиции в один день. Здесь видно, что все сконцентрированы, внимательны и серьезно настроены на работу».
Премьера оперы
Премьера оперы Антонина Дворжака «Русалка» в Екатеринбургском театре оперы и балета состоится на этой неделе: 19, 20 и 21 мая. Специально для постановки были приглашены из Чехии молодые художники Павел Кодеда (сценограф), Ивана Миклошкова (художник по костюмам), Даниэль Тесар (художник по свету) и режиссер Томаш Пилар – художественный руководитель Оперного театра Пльзени, один из самых многообещающих молодых чешских оперных режиссеров.
Екатеринбургский театр во второй раз ставит «Русалку» Дворжака. Первая постановка состоялась 25 февраля 2000 года. Ее отличие было в том, что опера была полностью на русском языке. В этот раз – на чешском языке с русскими субтитрами.