Примерное время чтения: 10 минут
437

Не уральская традиция. Как пасхальные писанки удивили жителей Екатеринбурга

Ольга Романова / АиФ

Чтобы в доме были мир и благодать, надо к Пасхе писанки писать. Чтобы с людьми дружбу водить, нужно в Пасху им писанки дарить... А все ли знают, что декорированием яиц занимались еще славяне? Это древнее искусство, но постепенно оно стало ассоциироваться с главным христианским праздником, ведь крашение и роспись яиц – любимая традиция в подготовке к Пасхе. Сегодня искусство создания исконной писанки не утрачено, наоборот, оно стало более современным и востребованным.

Интерес к писанкам сезонный, возникает накануне Пасхи.

— Интерес к писанкам сезонный, он актуален накануне Пасхи, — делится мастер по писанкарству Ольга Ворончихина. — Я занимаюсь писанками с середины 1990-х годов. Пишу, прежде всего, для души (как увидела в 1980-х годах в брошюре про ремесла фотографии и статью про писанки, так появилась мечта это умение освоить, и до сих пор оно мне очень нравится). Были времена, когда продажа писанок становилась хорошим финансовым подспорьем для семьи. Бывало, за пять дней до Пасхи мне по тридцать писанок заказывали, целыми днями делала. Мастер-классы по писанкарству тоже проводить просят. Но всё становится востребовано исключительно накануне Пасхи.    

Писачок, воск и краски

В чем же особенность техники писанкарство? В этом народном искусстве полые, ровные, гладкие, с крепкой скорлупой яйца (куриные или гусиные) не раскрашивают, а именно расписывают воском и красками. Причем это еще нужно уметь делать!

Роспись ведется специальной металлической воронкой на деревянной ручке, называемой писачок.
Роспись ведется специальной металлической воронкой на деревянной ручке, называемой писачок. Фото: АиФ/ Ольга Романова

Сперва узор наносят на скорлупу карандашом (своего рода эскиз). Затем роспись ведется специальной металлической воронкой на деревянной ручке, называемой писачок. Этим инструментом зачерпывают горячий воск, при соприкосновении со скорлупой он оставляет след – так и получаются линии, точки, капельки.

Роспись ведется последовательно, от светлого к темному. Первый слой воска наносится на чистую скорлупу, потом яйцо погружается в самую светлую краску и воском покрывается уже та часть узора, которая должна быть этого цвета. После каждого окунания в краску яйца покрываются воском в нужных по рисунку местах и погружаются в более темную краску. После того, как нанесены все линии и узоры, нужно снять воск. Небольшие участки яйца нагреваются в боковом пламени свечи, и сразу же, пока воск не остыл,  его снимают тряпочкой или мягкой салфеткой. Либо воск в завершении работы можно снять, используя фен.

Каждый узор – со смыслом

Ключевым элементом писанки являются узоры, наносимые на яйцо. Каждый из них имеет свой смысл. Женщины, занимавшиеся писанками, обычно изображали то, что ежедневно их окружало или являлось предметом внимания, заботы и любования.

— Изучение орнаментов, изображенных на писанках и дошедших до нас сквозь века – процесс длительный, почти бесконечный, — рассуждает мастер Ольга Ворончихина. — Это очень интересно – постигать таинства космоса, природы через орнаменты писанки, придуманные нашими предками и передаваемые из поколения в поколение. Правда, передавались они устно и из-за этого во многом оказались забыты. Тем не менее моими учителями в постижении писанкарства были простые жители русских деревень, носители традиционной культуры: духовной, песенной, ремесленной.

Многие мотивы писанок связаны со знаком солнца (символа тепла, добра и богатства).
Многие мотивы писанок связаны со знаком солнца – символом тепла, добра и богатства. Фото: АиФ/ Ольга Романова

Крест означал четыре стороны света и четыре времени года. Круги и символическое изображение солнца означали человеческую душу. Треугольники символизировали женское начало, по другому толкованию – триединство  (семья – отец, мать и дитя; три этапа человеческой жизни; небесный, земной и подземные миры; Троицу – Отца, Сына, Святого духа). Яйца, покрытые треугольниками или сеткой (решеткой), дарили как оберег для защиты домашнего очага от злых сил, считалось, что они оберегало от порчи и дурного глаза. Звезды – знак надежды (незамужние девушки рисовали их на яйцах, надеясь встретить своего суженого). Важным элементом росписи писанок является «бесконечник» – не заканчивающая при прокручивании яйца волнистая линия. «Поясок» –  символ дороги, оберегает людей от разобщения и ссор. «Вазонки» (цветок-дерево в вазе) обозначают древо жизни.   

Изображения животных на писанках.
Изображения животных на писанках. Фото: АиФ/ Ольга Романова

Изображения животных в писанках встречаются локально. В этом ряду первое место занимают олень и конь (как символ огня, солнца). Птицы обозначают связь всех миров (земного, мира предков, мира богов). Многие рогатые животные являются символом продолжения рода.  

Цвета, используемые в писанке, также имеют особое значение. Красный — символ божественного Воскресения, жизнь, сила, здоровье и любовь. Белый – чистота и святость. Зеленый означает пробуждение природы весной. Желтый обещает хороший урожай, это цвет солнца и достатка. Голубой — небесный цвет, знак крепкого здоровья. Коричневый, черный означают жизненную силу, которую дарит человеку его родная земля. Для изготовления писанок раньше использовались краски природного происхождения – растительного или животного. Теперь – пищевые или анилиновые.

Пауки-обереги

Люди верили, что в доме, где есть такой соломенный паук, будет царить счастье и благополучие.
Люди верили, что в доме, где есть такой соломенный паук, будет царить счастье и благополучие. Фото: АиФ/ Ольга Романова

Писанки в домах часто помещали в одну из ячеек (обычно центральную) соломенного фонаря-«паука». И подвешивали к потолку в переднем углу перед божницей. Это было еще одно распространенное пасхальное украшение, выполненное из сухих хлебных злаков, в особом порядке нанизанных на нитки. В местах соединения помещали лоскутки ткани. Паук, постоянно вращаясь, выполнял роль оберега. Особенно развита традиция плетения соломенных пауков в Белоруссии, там она до сих пор считается национальным достоянием.

Традиция переселенцев

— Расписные яйца-писанки, как и соломенные пауки, не являются традиционными на Урале. Этот обычай привезли к нам переселенцы с Украины и из Белоруссии, там это народное искусство очень распространено, — рассказывает заведующая отделом выставочных проектов Центра традиционной народной культуры Среднего Урала Татьяна Николаева. — Данная традиция была отмечена в Таборинском районе Свердловской области у женщины, приехавшей на Урал еще в довоенные годы с Украины. Большинство же жителей этого района — так называемые самоходы, переселенцы с территории Белоруссии. Они сохранили обычай плетения пауков из соломы на Пасху.

Расписные яйца-писанки, как и соломенные пауки, не являются традиционными на Урале. Этот обычай привезли к нам переселенцы с Украины и из Белоруссии, там это народное искусство очень распространено.

Сегодня писанки и соломенные пауки, созданные мастерами, – это довольно дорогие, уникальные сувениры. Заказывают у мастеров чаще сразу набор из 10–20 писанок. Интересно, что бум интереса на писанки был отмечен в России в конце 19 века — тогда их активно продавали на ярмарках накануне Пасхи. Правда, уже в то время исследователи отмечали начавшееся угасание традиции искусной росписи яиц и не столь богатое разнообразие наносимых орнаментов.

Коллекция яркой, хрупкой красоты

Вдохновиться писанками мастера Ольги Ворончихиной можно в Центре традиционной народной культуры Среднего Урала по 30 апреля 2023 года. Помимо пасхальных писанок и соломенных фонарей-«пауков», здесь представлены также текстильные изделия, созданные мастерицей: полотенца, салфетки, пояса. Экспозицию дополнили предметы из фондов Центра традиционной народной культуры Среднего Урала.    

Писанки на персональной выставке Ольги Ворончихиной в Центре традиционной народной культуры Среднего Урала
Писанки на персональной выставке Ольги Ворончихиной в Центре традиционной народной культуры Среднего Урала. Фото: АиФ/ Ольга Романова

— Мы решили показать уральцам уникальную традицию писанкарства, порадовать зрителей яркой и такой хрупкой красотой, подарить ощущение прихода весны. Выставка «Мир Космоса в славянских писанках» открылась в конце января и вот уже два месяца радует посетителей Центра, — говорит  Татьяна Николаева. — Посетители в восторге от экспозиции! Всем нравятся яркие цвета, необычные узоры на яйцах, сама техника исполнения: прямые четкие линии, создающие мелкий и сложный рисунок. Один из самых популярных вопросов, которые задают посетители: «А чьи это яйца?» Немногие городские жители когда-либо видели гусиные яйца — они гораздо крупнее привычных нам куриных. Второй по популярности вопрос: «Как это делается?» Удачным оказалось решение поместить в экспозицию тексты-пояснения, в которых подробно говорится о технике создания таких писанок, а также об орнаментике и происхождении самой идеи росписи.   

— В моих планах – расписать страусиное яйцо. Как найду такое, обязательно реализую задумку, — говорит Ольга Ворончихина. — Мне сейчас больше интересно создание своей коллекции писанок, в которой я экспериментирую с орнаментами, разными видами росписи. И я очень рада, что удалось организовать персональную выставку «Мир Космоса в славянских писанках», на которой все желающие могут увидеть мои работы. 

Cмотрите больше фотографий писанок в фотоленте «Пасхальные писанки».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах