В XIX и начале XX века отношение родителей к детям особой сентиментальностью не отличалось. В 1917 году произошла Революция детства. Этому процессу, затерявшемуся в пучине главного масштабного события, посвящена одноименная выставка, которая открылась в музее «Литературная жизнь Урала XIX века».
Как сидоровых коз
Сундук вместо кровати, рогожа, набитая соломой вместо матраса, большая семья в небольшой избе с земляным полом, покрытым все той же соломой, тут же, порой, свиньи с приплодом, телята… Бытовые условия жизни крестьянских детей дореволюционной России были, мягко говоря, далеки от совершенства. Условия воспитания тоже. Да, в крестьянских семьях телесные наказания были не в чести, до 7 лет ребятишек вообще не лупили – не из чадолюбия, просто считалось, что в нежном возрасте дети настолько глупы, что учить их уму-разуму бессмысленно. Однако для домашней работы они вполне годились. С 4-5 лет дети уже были няньками для младших братьев и сестер. В шесть лет девочки уже ловко управлялись с прялкой с выводком домашней птицы, а к 10 годам выполняли большую часть бабьей работы. Мальчишки же трудились наравне с мужиками. Если, конечно, доживали до трудоспособного возраста.
В крестьянских семьях, порой, не соблюдались элементарные правила гигиены. «Как, например, докармливали и успокаивали младенцев? Совали им жовку – в платочек заворачивали нажеванный хлеб, часто с луком, - рассказывает заведующая Музеем гигиены Городского центра медицинской профилактики Екатеринбурга Татьяна КАРТАВЕНКО. – Причем, нажевать хлеб мог, кто угодно. А с гигиеной полости рта тогда было все плохо. Или другой вариант. Из высушенного вымени коровы или козы делали рожок и заливали туда молоко. Антисанитария и болезни уносили жизни детей, они умирали от поносов сплошь и рядом. В Пермской губернии (к которой в то время относилась территория нашей области), скажем, до трех лет доживало всего 10% детей. Впрочем, к утратам тогда относились философски: «Бог дал – Бог взял».
На самом деле этим самым душам урон наносило одиночество и дефицит родительской ласки. «К маменьке и папеньке детей выводили редко и ненадолго, так «ручку поцеловать», - рассказывает Татьяна Картавенко. – Большую часть времени они проводили в обществе нянек, учителей и гувернанток. Вы заметили, у Александра Сергеевича Пушкина есть стихотворений, посвященные нянюшке? А маме – ни одного».
К слову, дворянских детей, в отличие от крестьянских, лупили за малейшую провинность, как сидоровых коз. «Драли меня за каждые пустяки, чуть не каждый день», - вспоминал о своем детстве, например, Иван Тургенев.
Справедливости ради надо сказать, что исключения, конечно же, были. Одно из них – интеллигентная до мозга костей семья Ульяновых, исповедующая культ детства. Не удивительно, что, выросший в холе и неге вождь революции, инициировал и революцию детства.
Свобода движения
Началось все, как часто бывает с перегиба. Нового человека новая власть на первых порах решила воспитываться сама. «Забота о детях будет снята с родителей, а общество обеспечит ребенку все необходимое для того, чтобы он мог полно и всесторонне развиваться», - декларировала Крупская. Погорячилась. «Общество» быстро поняло, что с такой обузой не справится. Дай Бог, с огромным количеством сирот и беспризорников разобраться. Потому детей «вернули в семью». Но их воспитание власть взяла под контроль. Телесные наказания «отменили», а за эпидемиологическое благополучие, напротив, крепко взялись. Власть советов кардинально реорганизовала систему здравоохранения, и вступила на путь борьбы с заболеваемостью, смертностью и антисанитарией.
«В годы советской власти велась активная борьба за грудное вскармливание, - рассказывает Татьяна Картавенко. – Был популярен лозунг: «Ребята – не телята, кормите их своим молоком!». В 1920 году началось производство резиновых сосок, которые надевались на стерильные бутылочки. И рожки из вымени были забыты. Сначала соски продавались по 5 копеек за штуку – это было очень дорого, поэтому позже их стали бесплатно раздавать матерям». В пропаганде сосок принял участие Владимир Маяковский: «Лучших сосок не было и нет, готов сосать до старых лет!». Надо сказать, что поэт активно включился вообще в профилактическую работу. «Видел я с водою баки, бак с водой грязней собаки. Кран поломан, сбита крышка, в баке мух с полсотни с лишком. На зловредность невзирая, влита в бак вода сырая», - тоже его.
«Несмотря на трудности после-революционного периода, развитие медицинских институций и санитарного просвещения позволили к 1925 году сократить детскую смертность почти в два раза по сравнению с 1913 годом. С 280 смертей на 1000 родившихся до 129», - рассказывает Татьяна Картавенко.
Это ли не показательный итог революции? Революции детства.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть