Супрематический крест Малевича в исполнении Покраса Лампаса. / Альберт Габсатаров и Дмитрий Бычковский / предоставлено организаторами.
Герострат в 356 году до Р. Х. сжёг в Эфесе храм Артемиды. Житель Литвы Бронюс Майгис в 1985 году облил кислотой в Эрмитаже картину Рембрандта «Даная». Дорожные службы Екатеринбурга 19 июля 2019 года закатали в асфальт супрематический крест Покраса Лампаса…
Работа известного художника появилась на площади Первой Пятилетки на Уралмаше в рамках фестиваля уличного искусства «Стенограффия». Это огромный серый крест на красном фоне с чёрным обрамлением, состоящий из символов, которые, по словам автора, являются обрывком манифеста Малевича. С учётом того, что площадь шедевра составляет 6 686 «квадратов», увидеть и оценить его с земли нет никакой возможности. Покрас Лампас и 20 его подручных рисовали граффити четыре дня подряд!
А дальше, как в трагедии Еврипида «Орест»: «Случилось страшное». Несмотря на то, что площадка для рисунка была согласована с мэрией, в пятницу 19 июля на объект явились дорожные рабочие и ничтоже сумняшеся начали закатывать работу Лампаса в асфальт.
Вообще-то Покрас Лампас (он же Арсений Сергеевич Пыженков) – личность в мире искусства известная и даже, представьте себе, основатель целого современного направления. Кому интересно, тот может посмотреть статью в «Википедии». Однако в Екатеринбурге до последних дней его творчество популярно не было. Кроме того, среднестатистический уралец далеко не всегда способен по достоинству оценить произведения «каллиграфутуризма», а рисунки и надписи на стенах и заборах (Лампас или не Лампас) у нас замазываются почти ежедневно. Но всё изменилось к обеду 19 июля. Шум поднялся невероятный.
«Плохой историей» назвал ЧП губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, который заявил: «Екатеринбург гордится своим уличным искусством, произошедшее возмутительно».
«Район по ушам получит, - пригрозил глава столицы Урала Александр Высокинский. – Там новый зам по благоустройству, решил заняться такой работой. Вернусь в город – будем разбираться».
«Работы мы лишились, я думаю, что ещё и художника обидели», - посетовал депутат гордумы Екатеринбурга Тимофей Жуков.
На голову главы Орджоникидзевского района Романа Кравченко, «проморгавшего» акт вандализма, стали пророчить разнообразные кары, вплоть до увольнения. Одновременно в соцсетях начались бурные споры по поводу художественной ценности произведения Покраса.
«Только город портят своими граффитями», - возмущались одни. «Зачем превращать площадь в крышку гроба, видимую из космоса?» - вопрошали другие. Нашлись и те, кто увидел в работе дорожников «художественный акт». «Ребята из коммунальной службы выдали прекрасный пример акционизма. Павленский с его поджогами нервно курит в сторонке», - утверждали знатоки современного и искусства.
Но постепенно дискуссия из области культуры мало-помалу перекочевала в более приземлённые сферы. Во-первых, выяснилось, что проводимые ДЭУ работы были плановые, их затеяли ещё весной, а насчёт «супрематизма» от районной управы никаких распоряжений не поступало. Во-вторых, у горожан сам собой возник вопрос: за какой такой надобностью дорожники укладывали асфальт на тротуарную плитку? Ожидаемо посыпались реплики о необходимости смены городской власти…
Ещё один опрос?
Свои «пять копеек» добавила в скандал и православная общественность. «Попирать ногами крест, хоть и в виде граффити, верующим очень смутительно, - заявила руководитель Музея святости, исповедничества и подвижничества на Урале в ХХ веке Оксана Иванова. – Как минимум в таком важном вопросе надо было провести опрос среди жителей района, по результатам которого меньшинство должно подчиниться большинству».
Мнение верующих было широко растиражировано соцсетями и СМИ, но предложение провести очередной опрос особого сочувствия у властей не вызвало. В столице Урала до сих пор не решили вопрос по храму святой Екатерины, и ещё один «референдум» мог бы окончательно добить городской бюджет.
Показательно, что сам автор отнёсся к нападению на свой шедевр достаточно философски. «Я рад, что современное искусство всё сложнее закатать в асфальт, стереть, уничтожить, - отметил художник Покрас Лампас. – Мы обязательно всё восстановим. Иногда самые внезапные и стихийные события обогащают проекты и дополняют контекстом заложенные смыслы».
Организаторы сделали вывод, что ЧП случилось из-за «рассогласованности» и предложили создать в Екатеринбурге онлайновый каталог объектов уличного искусства. «Муниципальные предприятия существуют согласно своим ритмам, - сказал организатор «Стенограффии» Евгений Фатеев. - Пора нашим реальностям сходиться. Очень просим, чтобы никого не увольняли».
6 686
кв. метров – площадь картины Покраса Лампаса.
«Стенограффия – 2019». Что подарили уличные художники Екатеринбургу
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.