Примерное время чтения: 5 минут
2635

Ошеломляющая близость. Откровенный спектакль в Свердловском театре драмы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. «АиФ-Урал» 22/09/2020
Вадим Балакин / «АиФ-Урал»

Долгожданная премьера на Урале спектакля «Близость», отложенная с марта из-за пандемии коронавируса, наконец состоялась 18 и 19 сентября. Пьеса Патрика Марбера – настоящий хит европейской театральной сцены, да ещё и экранизированный Голливудом с Натали Портман и Джудом Лоу.

Мировой хит в России не оценили

В центре сюжета – любовный четырёхугольник из писателя некрологов Дэна, стриптизерши Элис, успешного фотографа Анны и врача Ларри. Каждый из них совсем запутался в своих чувствах и поступках, и никто уже не понимает, к чему это всё может привести. И финал действительно оказывается неожиданным, оставляя зрителей в самый напряжённый момент наедине с их эмоциями и догадками...

Увы, но мировой хит оказался не слишком популярен в России – подходящий для театральной постановки перевод пьесы и вовсе пришлось делать генеральному директору Свердловского академического театра драмы Алексею Бадаеву.

Алексей Феликсович прочитал пьесу Марбера ещё двадцать лет назад, счёл эту историю чужой для себя и возмутился переводом. И вот, спустя много лет, он оценил глубину произведения. «Сейчас я понимаю: это одна из лучших пьес о мужчине и женщине, – говорит Алексей Бадаев. – Редко кто поднимается на такую высоту в психологии. Местами коробил перевод, так что с одобрения автора сделали новый».

«Самые лучшие спектакли заканчиваются не бурными аплодисментами, а тишиной – размышлением».

О реакции зрителей на финал «Близости» Алексей Феликсович говорит, что самые лучшие спектакли заканчиваются не бурными аплодисментами публики, а тишиной – то есть размышлением.

Фото: «АиФ-Урал»/ Вадим Балакин

Комплимент вашему цветущему виду

Постановка получила возрастное ограничение 21+, но не из-за обнажённой натуры, откровенных сцен или обсценной лексики. Пару матерных слов зрители и правда услышат, но возрастной ценз связан не с этим. «Вопрос в опыте – человеку, не пережившему бурю чувств и череду болезненных расставаний, не понять сути», – объясняет Алексей Бадаев.

На входе билетёры могут попросить предъявить паспорт – и заранее просят зрителей воспринять это не как желание билетёра поругаться, а как комплимент вашей свежести и цветущему виду.

Слава Богу, что этого не произошло раньше!

Спектакль получился не только сильный, но и стильный – всё происходящее на сцене находится где-то между театром и кино. «Близость» оформлена в чёрно-белых тонах, декорации минималистичны, если не сказать, что почти отсутствуют. Цвет появляется лишь в одежде героев да на красных полотнах, с которыми танцует в стриптиз-клубе Элис.

Команде Свердловского академического театра драмы пришлось искать интересные технические решения – чёрно-белый видеоарт на заднике позволяет создать атмосферу шумного Нью-Йорка, а звуки вспышки фотокамеры между сценами будто выхватывают отдельные воспоминания из памяти героев.

Современным техническим возможностям Театра драмы очень рад режиссёр-постановщик Михаил Заец, пятнадцать лет мечтавший поставить пьесу Марбера: «Все эти годы безумно хотел поставить «Близость», с первого прочтения ошарашенный её энергетической наполненностью. И слава Богу, что этого не произошло десять лет назад. Потому что только сейчас есть технические возможности сделать крупный план на сцене, чтобы показать переживания артиста. Как в кино. Только пронзительнее».

Бережно встроить видео в спектакль Михаилу помогла видеохудожница Ася Мухина, известная зрителям по постановкам в московском Большом театре – её настолько увлекла идея, что она согласилась, даже не выслушав детали.

Человеку, не пережившему бурю чувств и череду болезненных расставаний, не понять сути.
Кажется, на «Близость» у всех – от актёров и технических специалистов до зрителей – схожая реакция: остаться равнодушным совершенно невозможно. Тем удивительнее, что пьеса не получила популярности в России.

Михаил Заец видит причину этой двойственности в откровенности автора произведения: «Мы часто боимся правды об отношениях, страсти, ревности и сексе и не привыкли говорить о тех вещах, которые происходят внутри каждого из нас. Этот спектакль – разговор о самом сокровенном и важном: о любви, её зарождении, трансформации и последствиях, о красоте человеческих взаимоотношений и травматичности открытых эмоций».

Фото: «АиФ-Урал»/ Вадим Балакин

Следующий показ «Близости» в Театре драмы запланирован на 23 октября.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах