Гайдаев сегодня нет. Но российское кино достойно, чтобы вернуть к нему зрителя, считает председатель Свердловской организации Союза кинематографистов России, директор Уральского открытого фестиваля российского кино Владимир Макеранец.
«Тарковского не знают!»
Рада Боженко, «АиФ Урал»: Владимир Ильич, вам, наверное, сложно смотреть фильмы как рядовому зрителю?
Владимир Макеранец: Ничуть. Я именно так их и смотрю. Особенно если фильм хороший, захватывает сюжет, игра актёров. Профессионал «включается» позже, после просмотра. Вот тогда анализирую уже с другой точки зрения, с другого ракурса.
– Вы говорили, что одна из главных задач уральского фестиваля – вернуть зрителя российскому кино. Кто и когда его (то есть зрителя) у отечественного кино «отобрал»?
– Видите, что произошло: старшее поколение сегодня не может себе позволить часто посещать кинотеатры, слишком высока стоимость билетов. А молодёжь… Новое поколение – основной потребитель кино – уже воспитано на вале зарубежных фильмов среднего и ниже среднего уровня, который обрушился на нас со времён перестройки. Этому поколению сегодня интересны тусовки, фильмы, которые громко прозвучали. И «короткий метр» – короткометражные фильмы, которые снимает в основном молодёжь. Их это цепляет. На Манхеттенском фестивале были полные залы (Манхеттенский фестиваль короткометражного кино. – Ред.).
Но хорошее российское кино есть. Просто пример. Якутские фильмы стали завоёвывать призы на очень серьёзных фестивалях, и вся Якутия с превеликим удовольствием смотрит фильмы «про себя». Почему? Потому что, во-первых, появился интерес «государства» – в данном случае республики. Во-вторых, люди, живущие далеко от Москвы, любят, когда рассказывают про них на фоне сегодняшнего дня. Кроме того, в этих картинах задеваются человеческие струны. И якутское кино «выстрелило».
«Чёрный квадрат» Федорченко
– То есть для того, чтобы снимать хорошие картины, нужны государственные программы в области кинематографии?
– Конечно. И, безусловно, определённые личные качества кинематографиста. Потому что делать такое кино очень непросто. Вот, например, у Федорченко творчески обоснованное, неординарное восприятие этого мира. Вот «Чёрный квадрат» Малевича. Кто-то объявил, что это хорошо, и зрители к нему потянулись, появилось понимание смысла. Федорченко из этой серии, но таких, кто может создать произведение искусства, не густо.
Но это тоже во многом зависит от подхода государства. Потому что научить патриотизму нельзя. И можно быть только патриотом чего-то. Я патриот своей страны не только потому, что она мне даёт, но и потому, что я готов ей отдать.
– Тех, кто может снимать неординарное кино, по вашим словам, не густо. А тех, кто способен его «считывать»?
– Смотрите. Ожидаемо, но в какой-то степени и неожиданно для нас на прошлом фестивале было то, что зрители занимали очередь за билетами на показы в восемь утра. И залы были полные. Это о чём-то говорит, верно?
И потом на Урале особенный зритель. Замечательный. В регионе в свое время появился один из первых киноклубов, где люди встречались с кинематографистами, обсуждали фильмы. Автору всегда интересен отклик. Стоит, например, Звягинцев и видит зрителя, который задаёт неглупые вопросы. А не просто интересуется: «Какие ваши творческие планы?». Кинематографисты с удовольствием разговаривают со зрителем и в этом смысле любят наш город.
– Давайте определимся с точки отсчёта. Кино – это всё-таки произведение искусства. Значит, история хорошо написана, хорошо снята и поднимает проблему. Не обязательно социальную. По большому счёту все фильмы о любви.
В этом году на фестиваль пришло 140 заявок. И если в прошлом году нам приходилось режиссёров зазывать, нынче этого делать было не нужно. Из этих работ 24 картины достойны конкурса. Дилемма – что в конкурсную программу поставить? Мы остановимся на одних фильмах, а какой-нибудь фестиваль отобрал бы другие. Оценка же, как ни крути, субъективна. Причём из этих картин 5-6 вообще нигде не показывались, о них не писала критика, у нас на фестивале они будут демонстрироваться впервые. К слову, никаких ограничений в жанрах у нас нет.
– То есть теоретически и боевик может участвовать в конкурсной программе?
– Почему нет? Множество боевиков стало классикой. И к тому же наш фестиваль российского кино не тематический, это фестиваль и комедий, и боевиков, и драмы, и авторских, и любых других фильмов. Сегодня фестиваль – главное средство доставки кино к зрителям.
«Диву даёшься»
– Есть сегодня фильмы, которые претендуют в будущем стать классикой, которые будут растасканы на цитаты?
– Гайдаев нет пока. Суриковых тоже.
– И актёров уровня Ланового, Тихонова сейчас тоже «не делают»?
– Давайте говорить прямо, это вопрос нашей с вами привязанности. Из категории «нравится – не нравится». Могу сказать, то, что (не как, а ЧТО) играют современные актёры, мне не нравится.
– Есть шанс, что Уральский открытый фестиваль российского кино, утвердившись, поспособствует возрождению Свердловской киностудии?
– Это одна из наших основных задач. У нас можно снимать кино, нужно снимать кино. В нашем регионе море тем! И, главное, есть где снимать, весь вопрос в администрировании. А вот тут творятся непонятные для меня вещи. Разогнаны все кинематографисты, которые могли снимать кино: «мы будем делать новое кино». Фильм «Адмирал». Сценарий лежал лет 20, если не дольше. Передали его на телеканал, те его переписали и выдали фильм, скромно пометив: «при участии Свердловской киностудии».
– И сколько ещё таких сценариев лежит?
– Сценарный портфель на самом деле не очень толстый. Но главное, была отдельная редакция, которая этим занималась. Материал есть и сегодня, и можно вытащить студию. В конце концов, сюда приезжали снимать многие достойные режиссёры, которые делали славу Свердловской киностудии.
К сожалению, сегодня ни у кого нет заинтересованности в финансировании. Вот театры не оставляют без внимания. Хотя сегодня свистни, например, и приедет Московская музкомедия, или любой другой театр. У нас в этом отношении сверхсытый город, такого количества афиш нет нигде. Так ведь нет. Смотрите, как поднялась наша музкомедия, или был просто Оперный театр, а стал ОПЕРНЫЙ ТЕАТР, то же самое с ТЮЗом, с Театром драмы. Я уже не говорю про Коляду... Своеобразный подход, может нравиться или не нравиться, но у нас есть своя драматургическая школа. А кино… Никому не интересно. Диву даёшься.
– Остаётся надеяться, что фестиваль изменит ситуацию к лучшему.
– Хочется верить. В прошлом году мы нашумели изрядно. В этом году во что бы то ни стало нужно удержаться на этом же уровне или даже подняться выше.