Примерное время чтения: 10 минут
386

Что такое «рашглишь»? Космонавт Сергей Прокопьев – о работе на МКС

Космонавт Сергей Прокопьев вспомнил о внештатных ситуациях на борту МКС.
Космонавт Сергей Прокопьев вспомнил о внештатных ситуациях на борту МКС. / Дарья Попович / «АиФ-Урал»

Накануне Дня космонавтики Герой РФ Сергей Прокопьев встретился с учащимися свердловских школ в планетарии музейного комплекса в Верхней Пышме и рассказал

...о жизни во Вселенной

Ребята обычно спрашивают нас, побывавших в космосе, есть ли жизнь во Вселенной. Мы с коллегами отвечаем на этот вопрос приблизительно одинаково. Только одних галактик, которые были открыты при помощи различных телескопов, больше миллиарда. А в каждой из них – миллиард планет, и где-то наверняка есть жизнь, с которой мы до сих пор не столкнулись. Но, вполне возможно, когда-нибудь увидим её, может быть, даже при жизни нынешних школьников.

...о своей детской мечте

Я в детстве не слишком отличался от сверстников и в пять-шесть лет мечтал стать космонавтом – вполне нормальное желание для любого ребёнка. Однако позже начал воспринимать это как недостижимую цель. Казалось, космонавты – это сверхлюди, которых выбирают из миллионов, и я не мог себе представить, что буду среди них. Поначалу выбрал профессию пилота военной авиации, и этот путь в дальнейшем привёл меня на желанную стезю.

В какой-то момент появился шанс, который я не упустил: прошёл медицинские обследования, и меня признали годным для зачисления в космический отряд. В первый раз полетел в космос, когда мне было 43 года – средний возраст для людей нашей профессии. Знаю, что некоторые летят впервые и в 50 лет.

Детская мечта Сергея Прокопьева исполнилась, когда ему было 43 года.
Детская мечта Сергея Прокопьева исполнилась, когда ему было 43 года. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Вообще, престиж космических профессий нужно повышать. Чем больше детей будут мечтать о полётах к звёздам, тем выше вероятность того, что в будущем мы получим больше достойных специалистов: учёных-космонавтов, инженеров, конструкторов ракет-носителей и создателей других воздушно-космических аппаратов. Поэтому нужно проводить больше просветительских мероприятий или, к примеру, создать в Екатеринбурге аллею, посвящённую людям, чьи профессии связаны с освоением космоса.

...о школьных предметах

Некоторые старшеклассники задаются вопросом, по каким предметам нужно сдавать экзамены, чтобы в дальнейшем можно было стать космонавтами. Сложно однозначно ответить на этот вопрос, однако могу поделиться собственным опытом. Учась в старших классах, я знал, что буду поступать в Тамбовское высшее военное авиационное училище лëтчиков, и понимал, что мне понадобятся технические предметы: физика, алгебра, геометрия и так далее.

Для того чтобы стать космонавтом, помимо большого количества специальных знаний, нужна физическая подготовка, то есть, получается, физкультура. Один только скафандр для выхода в открытый космос весит около 110 килограммов, правда, в условиях невесомости его вес не так ощущается, как если бы это было на Земле. К слову, самые неприятные ощущения возникают тогда, когда ты приземляешься. В этот момент больше всего страдают сердечно-сосудистая система, кости и вестибулярный аппарат. В условиях невесомости она работала, можно сказать, вполсилы, не нужно было перегонять кровь по всему телу, преодолевая ту же гравитацию. Когда космонавт приземляется, его организм заново привыкает работать с полной отдачей, и человеку некоторое время даже не позволяют встать на ноги – его носят, потому что стоять становится трудно. Находиться в стоячем положении ещё долгое время после приземления непривычно: тебе приходится напрягаться, а организм уже отвык от этого. Но затем неприятные симптомы проходят и кажется, будто и не летал вовсе.

Один только скафандр весит больше ста килограммов.
Один только скафандр весит больше ста килограммов. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

...о пользе иностранного языка

Некоторые ребята спрашивают меня, обязательно ли учить английский язык для человека моей профессии. Могу точно сказать, что отлынивать от занятий не стоит.

У нас на борту МКС есть негласное правило – не обсуждать политические события. Нет смысла спорить из-за вещей, на которые повлиять не можешь. Между тем хорошие отношения с членами экипажа для нас очень важны. Иностранный язык – основной инструмент, с которым мы работаем, например, когда приходится вести переговоры с американским центром управления полёта. И хотя нам помогают переводчики-синхронисты, знать английский обязательно. Наши американские коллеги, в свою очередь, учат русский язык. Когда мы находимся в российском сегменте, стараемся больше разговаривать именно на нём. В итоге всё равно получается какой-то симбиоз языков – мы его называем «рашглишь», когда половину говоришь на английском, другую – на русском. Иногда такие фразы звучат смешно, но это в том числе помогает нам поддерживать дружескую обстановку.

Доброжелательность в общении со всеми членами экипажа и знание иностранных языков - два важнейших качества для жизни на орбите.
Доброжелательность в общении со всеми членами экипажа и знание иностранных языков - два важнейших качества для «внеземной» жизни. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

…о «внеземной» еде

Моя любимая еда на борту МКС – грибы по-старорусски, как вы понимаете, в спрессованном виде. Заказываю их каждый раз, как только появляется такая возможность.

…об освоении Луны

Сейчас предприниматель Илон Маск старается развивать технологии, чтобы человечество быстрее освоило Марс. Но, на мой взгляд, было бы намного рациональнее сначала двигаться в сторону Луны. Необходимо в дальнейшем там закрепиться – построить лунную станцию, чтобы продолжать осваивать космос. На ней можно было бы отработать методики и технологии того, как выживать на различных космических объектах, например, на Венере, Марсе или спутниках Юпитера. То есть, освоившись на Луне, нам было бы удобнее изучать другие космические тела. Тем более что лунные условия значительно отличаются от тех, что существуют на красной планете. При возникновении внештатных ситуаций было бы значительно удобнее эвакуировать людей со спутника Земли, а не с Марса. Но на данный момент у нас нет технологий, которые позволили бы построить лунную станцию. Да и ни одна страна в мире не смогла бы осуществить столь масштабный проект в одиночку – необходимо международное сотрудничество.

В подобных ёмкостях обычно хранится вода на космических кораблях.
Подобные ёмкости на космических кораблях обычно используются для воды. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

… о форс-мажорах

Наш недавний полёт длился дольше обычного – из-за внештатной ситуации. Моя годовая командировка превратилась в полуторагодовую. Когда жена узнала о том, что я буду находиться в космосе дольше, чем планировалось, конечно, отреагировала отрицательно, хоть и с пониманием. Я офицер, и она привыкла к тому, что какие-то мои командировки могут затянуться по независящим от меня причинам. Мы с командой выполнили много важных задач, например, совершили пять выходов в открытый космос, и это многое значит для российской космонавтики. Кроме того, мы установили и испробовали в работе техническую руку-манипулятор, которая нужна для переноса определённых грузов. Я даже умудрился на ней «покататься!» Мы исследовали, может ли космонавт, находясь в специальной корзине, работать в различных труднодоступных местах станции, и оказалось, что это возможно.

Во время нашего второго выхода в открытый космос случилось то, чего никто не ждал, – техническая неисправность дала о себе знать. Мы должны были находиться в шлюзовой камере и уже закрыли люки сброса давления. В этот момент срабатывает сигнализация, и становится понятно, что с кораблём что-то случилось. Поворачиваюсь к иллюминатору, а за окном «идёт дождь» – в открытом-то космосе! Капли растекались во все стороны в невесомости, а когда их подсветило солнышком, это было красиво! В то же время ты понимаешь, что это из корабля что-то вытекло. Оказалось, метеорит пробил трубопровод и вывел корабль из строя.

Через месяц после этого случая уже другой корабль вышел из строя. Прилетела какая-то песчинка и с огромной скоростью пробила трубку в теплообменнике. Это был космический мусор, который уже стал огромной проблемой для нас. Надеюсь, человечество в дальнейшем с этим справится.

…о бесстрашии


Однако не могу сказать, что в космосе страшно – для меня это совсем не так. Попасть в космос была моя мечта, и перед полётом беспокоишься только из-за того, что по каким-то причинам его могут отменить.


Пилотировать боевые самолёты для меня было намного страшнее, чем переживать какие-то ситуации на орбите. Помню, как должен был управлять боевым самолётом во время парада на Красной площади. Перед этим переживал, что что-то могло пойти не так, но, к счастью, всё прошло в штатном режиме.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах