Примерное время чтения: 8 минут
92

Слово роялю. В Екатеринбурге прошёл фортепианный марафон

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. «АиФ-Урал» 19/06/2024
Фортепианный марафон, который прошёл в Екатеринбурге не обошёлся без мастер-классов и традиционного расписывания рояля.
Фортепианный марафон, который прошёл в Екатеринбурге не обошёлся без мастер-классов и традиционного расписывания рояля. / Дарья Попович / «АиФ-Урал»

11-й ежегодный фортепианной марафон, организованный Свердловской государственной детской филармонией, состоялся в Екатеринбурге. Этот праздник объединил ценителей классической музыки. Среди исполнителей были композиторы, а также звезда мирового уровня – пианистка Валентина Лисица. Подробнее - в материале ural.aif.ru.

Писала спонтанно

Во внутреннем дворике Уральского филиала Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина пахло свежей травой и раздавались звуки рояля. Днём на этом инструменте играли дети, а вечером — взрослые пианисты и композиторы.

Фортепианный марафон собрал ценителей музыки.
Фортепианный марафон собрал ценителей музыки. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Маленькие слушатели вели себя на удивление тихо. А некоторые, едва дождавшись паузы, подбегали к любимым исполнителям — взять автограф. К слову, не каждый взрослый знает в лицо этих пианистов. Закончив играть собственное произведение — «Школьный вальс», одна из участниц унеслась мыслями в своё детство.

«Я начала сочинять музыку спонтанно, когда мне было лет семь или восемь, — вспоминает член Уральского отделения Союза композиторов России Анна Красильщикова. — Сначала моя мама записывала то, что у меня получалось (она музыкант), затем — я сама. Так в течение школьного периода у меня появилась одна, потом другая и, наконец, третья тетрадь с моими произведениями. В дальнейшем они вошли в мой цикл пьес под названием «Музыка детства», который со временем издал Союз композиторов России. А когда я работала в детской школе искусств № 1, моим ученикам было легко их играть. Ведь эти пьесы рассчитаны на маленькую руку, и в них проявляется ещё не взрослое мышление».

Многие зрители оставались слушать произведения до конца музыкального праздника.
Многие зрители оставались слушать произведения до конца музыкального праздника. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Сейчас Анна пишет произведения для Свердловской детской филармонии. Например, в спектакле по мотивам творчества писателя Владислава Крапивина — «Барабаны, паруса и шпаги» – вся музыка, кроме бардовских песен, — её авторства. Анну Красильщикову вообще вдохновляют литературные сюжеты. И она давно мечтает создать целый детский балет по какой-нибудь книге.

«Если есть пуховик»

«Можно ваш автограф?» — спрашивает девочка темноволосую пианистку. Росальба Олива, приехавшая на Урал из Аргентины, с удовольствием соглашается. Не так давно она окончила Уральскую государственную консерваторию имени М. П. Мусоргского и думает, что, скорее всего, останется жить в Екатеринбурге. Поэтому сейчас у неё двойное гражданство — российское и аргентинское.

«На фортепианном марафоне я сыграла произведение моего отца — Роберто Олива. Правда, все знают его под именем Тито Олива. Он мой второй любимый композитор после Скрябина и, кстати, член Ассоциации композиторов в Аргентине, — рассказывает Росальба. — У папы достаточно много альбомов, и, кроме того, у него есть своё музыкальное трио. Он собирается впервые приехать в Россию в августе этого года — участвовать в фестивале Ever Jazz, а также исполнять произведения в концертной программе детской филармонии. Кроме того, отец представит в Москве свой микст из танго, джаза, классики и аргентинского фольклора».

Музыковед Анна Колесник тоже сыграла одно произведение, хотя и волновалась.
Музыковед Анна Колесник тоже сыграла одно произведение, хотя и волновалась. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

По словам Росальбы, когда она сама впервые собиралась в нашу страну, то не планировала оставаться здесь на совсем. Но за время учёбы ей понравилось жить в столице Урала. «Здесь у меня друзья, работа и русский жених, — улыбается пианистка. — Конечно, на Урале холодно, но если есть хороший пуховик, то ничего не страшно».

Средневековый звук

Необычно смотрелось выступление автора произведений Александра Старкова. Он играл не на рояле, а на клавицимбале. Этот инструмент выглядит как ящичек с клавишами.

«Я немного композитор, немного изобретатель, и этот клавицимбал я сделал сам, — поясняет участник фортепианного марафона Александр Старков. — Ещё в студенчестве я мечтал создать свой собственный инструмент, который можно взять под мышку и отправиться с ним путешествовать, играть на нём хоть где — даже посреди старинной улочки. Прошло много лет, прежде чем это удалось реализовать».

Александр Старков создал клавицимбал, на котором ему удобно играть во время путешествий.
Александр Старков создал клавицимбал, на котором ему удобно играть во время путешествий. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Как рассказал Александр, раньше он увлекался средневековой музыкой и собрал группу, которая как раз её исполняла. «Я изготавливал для группы инструменты, чтобы мы могли играть средневековую музыку, — говорит Александр. — Нам нужны были смычковые и щипковые, например: цитры, цитоли, виолы, виелы, ребекки, пошетты. Я изучал много исторических сведений о них. А затем стал изобретать и свои собственные музыкальные инструменты — их пока мало кто видел. У них немного космическое звучание».

Музыковед Анна Колесник сыграла произведение Эдварда Грига. Она уверена, что волнение — это эгоизм и что ради друзей стоит его преодолеть.

Фортепианный марафон длился больше семи часов, и при этом многие люди слушали музыку от начала до самого конца. Ценители классики ждали появления звезды мировой классической сцены — Валентины Лисицы. В завершение праздника она бесплатно дала свой сольный концерт.

Звезда мирового уровня, пианистка Валентина Лисица специально прилетела в Екатеринбург, чтобы участвовать в Фортепианном марафоне.
Звезда мирового уровня, пианистка Валентина Лисица специально прилетела в Екатеринбург, чтобы участвовать в Фортепианном марафоне. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

«Этот фортепианный марафон — уникальное событие, — сказала хедлайнер Валентина Лисица. — Классическая музыка — такая зараза, в самом лучшем смысле (смеётся.— Ред.). Потому что, с одной стороны, в ней присутствует соревнование, как в спорте, а с другой — это же страсть! Я видела, как играли юные участники, и они получали больше удовольствия, чем их родители. Это важно. У нас, классических музыкантов, очень много конкурсов. Участие в них — наш способ добиться чего-то. Мы всё время оглядываемся друг на друга: кто играет лучше? И нас окружает далеко не дружественная атмосфера. А тут я увидела не соревнование, а праздник. Нам – и взрослым, и юным музыкантам – самим бывает трудно воспринимать музыку как праздник – из-за постоянной необходимости показывать себя. Но здесь это удалось».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах