На днях в Екатеринбурге прошло прослушивание музыкантов в рамках Третьего международного московского джазового фестиваля. Для артистов это был настоящий шанс попасть на большую сцену: победивший ансамбль пригласят выступать на оплачиваемых концертах фестиваля, который пройдёт с 26 по 28 марта в Москве. В жюри сидел Игорь Бутман. Подробнее - в материале ural.aif.ru.
Бойцовские качества
В джазовом клубе Екатеринбурга за несколько часов до прослушивания собрались музыкальные коллективы в полных составах. Ребята репетировали снова и снова, то и дело проверяя, вся ли аппаратура работает так, как надо. Во всём этом чувствовалось напряжение.
Ещё бы! Ведь по результатам прослушивания лучшая команда поедет выступать на крупнейший джазовый фестиваль, который пройдёт в Москве. Туда планируется отобрать около 1000 артистов не только из России, но также из других стран. Это отличная возможность заявить о себе широкой публике. Ребят оценивал Игорь Бутман.
«Мы провели очные прослушивания в Перми и Челябинске, а от Екатеринбурга ждём открытий и откровений, — пояснил народный артист РФ Игорь Бутман. — Если в городе есть джаз-клуб, значит, люди специально приходят сюда, чтобы послушать такую музыку. Это говорит о том, что в городе есть отличные исполнители, иначе никто не ходил бы на их концерты».
По его словам, главное в выступлении — задор, оригинальность, а ещё очень важна реакция зрителей. «Нужно играть так, чтобы это можно было показать в Америке, в Бразилии, в Китае, то есть необходимо проявить мастерство высочайшего уровня. Я всегда обращаю внимание на то, как люди стоят на сцене, и подмечаю, получают ли они удовольствие от своей музыки», — заметил Игорь Бутман.
Народный артист подчеркнул: есть тенденция исполнять джазовые композиции на английском языке. А публике хотелось бы слушать песни на русском, но в джазовой обработке. Авторские произведения имеют особый шарм и приветствуются на прослушивании. Также, на его взгляд, известные российские песни могут свежо зазвучать в джазовой интерпретации — например, «Прекрасное далёко» или песни из советских мультфильмов. Так их ещё никто не играл. Недаром жанр джаза предполагает новшества и желание исполнителя отличаться от других.
Игорь Бутман обещал, что после выступления пообщается с молодыми музыкантами и даст им подсказку, как улучшить своё мастерство. Он сдержал слово, а также обратил внимание: тем, кто не попал в желанный список, не стоит ставить крест на своей музыкальной карьере.
«Музыкант должен иметь бойцовские качества. Когда я сам слышал конструктивную критику, то понимал, что те, кто всë это говорит, скорее всего, правы. Некоторые делали мне замечания: ты играешь слишком много нот. Позже я понял, что они имели в виду, — в произведении нужны были паузы. А вообще-то я и есть самый большой критик для себя. Я слушаю себя и Майкла Брекера — сравниваю наши сольные выступления. Или пытаюсь понять, почему один артист — условно говоря — Сонни Роллинз, а я до сих пор — Игорь Бутман. Я ищу у них интересные ритмические решения и пытаюсь всё это применить. А однажды мой родной дедушка выдал: у вашего пианиста, Всеслава Назарова, есть магические нотки, а у тебя нет! После этого я стал искать, как сыграть магические нотки. А вообще, это самая обидная критика: ведь это мой родной дедушка, а говорит такие вещи».
С французскими нотками
На прослушивании выступили шесть музыкальных групп. Ребята приехали из разных городов, в том числе из Тюмени, Перми и Кургана.
«В этом году я оканчиваю Свердловское музыкальное училище имени П. И. Чайковского, — рассказал участник из Екатеринбурга Арсений Марценковский. — В дальнейшем мне бы хотелось играть в постоянном трио или квартете, где я мог бы воплощать мои идеи: писать музыку для своей группы, исполнять джазовые композиции в собственном прочтении или делать аранжировки на уже известные произведения. А сейчас я бы отдал свой голос группе «Seven note collective». Потому что у них была интересная программа и авторская музыка».
Во время прослушивания довольно необычно звучал французский джаз в исполнении трио «ProVANS».
«Выбор репертуара нам подсказал сам инструмент — аккордеон, — пояснил музыкант Евгений Гуренко. — На кнопочном аккордеоне очень популярно играть французские мелодии. Французский джаз — это особое направление, у которого есть известный представитель — Шарль Жозеф Колен. Но в России это направление не распространено. Я с аккордеоном с восьми лет, но осознанная любовь к этому инструменту пришла ко мне уже после того, как я окончил консерваторию. Сегодня мы сыграли моё произведение – джазовый вальс «Катрин». Вообще, мне кажется, сегодня все играли профессионально. Кого из нас выберут на фестиваль — вопрос предпочтения».
Результаты прослушивания станут известны 11 марта. Участники смогут посмотреть их на сайте фестиваля.