Это должно было произойти ещё четыре года назад, но лучше поздно, чем никогда. Деревянные скульптуры легендарного уральского художника-авангардиста, свердловского Сальвадора Дали, как его часто называют, обретут, наконец, комфортный и безопасный новый дом в ЦПКиО им. Маяковского. Подробнее читайте на ural.aif.ru.
Необратимый характер
Парк им. Лесоводов России, занимающий площадь более 700 гектаров, не самое популярное место отдыха у жителей и гостей Екатеринбурга, но именно там полвека назад были установлены 17 деревянных скульптур из серии «Освобождённый труд». Фигуры рассказывают нам мифологию древнего Урала, историю Рифейских гор. Борей, Суеверие, Шаман, Геродот (отец истории), Любовь, Грифы, стерегущие золото, Рудокоп, Исседон-победитель. Эскизы для изваяний рисовал художник Валерий Гаврилов.
Величественные скульптуры почти полвека простояли под открытым небом. И всё бы ничего, но под воздействием солнца, дождя и ветра они стали разрушаться. Причём разрушение начало приобретать почти необратимый характер. Фигуры начали падать. Первым, подкошенный временем, примерно полтора года назад рухнул охотник Кудым Ош. Следующей жертвой стал Рудокоп.
Разговоры о том, что деревянные творения необходимо срочно перенести на новое место жительства, где бы за ними присматривали опытные специалисты, начались четыре года назад. Но переезду всё время что-то мешало: ковид, отсутствие средств или опытных в этом деле экспертов. И вот – свершилось…
«Скульптуры Валерия Гаврилова начали перевозить, – сообщил депутат гордумы Екатеринбурга Константин Киселёв. – Пока примерно половину. Остальные стоят в заболоченных местах, туда тяжёлая техника не подойдёт. Но решат. Я никогда не сомневался в руководителе ЦПКиО Павле Зубакине. Он прекрасный человек и директор. Сказал – сделает…»
На хранение и просушку
Сегодня работы по демонтажу скульптур ведут сотрудники ЦПКиО и Екатеринбургского музея изобразительных искусств (ЕМИИ). «С помощью манипулятора их аккуратно достают из бетонных «стаканов» и увозят на хранение и просушку в парк Маяковского для последующей реставрации», – пояснил заведующий реставрационными мастерскими ЕМИИ Андрей Брагин. Одновременно специалисты музея набрасывают план будущих работ, советуясь с мастерами хранения деревянного зодчества из Кижей и Петрозаводска.

Планируется, что на время реставрации (начнётся в октябре 2025 года) фигуры переместят в ангар площадью больше 200 «квадратов» (его уже строят). Всего в парке им. Лесоводов России расположено 17 скульптур из основной серии Гаврилова, четыре дополнительных (того же формата) и пять «малышей» (небольших изваяний). Увидеть отреставрированные фигуры в ЦПКиО можно будет к 50-летию их создания – в 2026 году.
Доступ к шедеврам будет свободным для всех, а комплекс скульптур станет музеем под открытым небом. Новый дом для творений Гаврилова предполагает продуманное освещение, пешеходные дорожки и видеонаблюдение. Это будет настоящий музей под открытым небом.
Сумасшедший гений
Свердловский художник-авангардист Валерий Гаврилов – гений. Во всяком случае, так его называли многие товарищи по цеху. Как сказано в ряде аннотаций к его творчеству, «один из самых легендарных и отверженных героев свердловского андеграунда». Он родился в деревне в Кемеровской области, писать стихи и рисовать начал в три года. Ещё в раннем детстве научился играть на нескольких музыкальных инструментах, хорошо знал немецкий, без словаря читал «Фауста» в оригинале.
В Свердловск Гаврилов переехал, чтобы получить художественное образование, поступил в училище, но так и не окончил его. Педагоги говорили ему: «Вам у нас учиться нечему». Пару раз уезжал в Ленинград, где прошёл курсы вольнослушателей при Академии художеств, потом окончательно вернулся в столицу Урала, но официальным искусством принят не был. При жизни у него не было ни одной персональной выставки, в Союз художников СССР его также не приняли. Однако коллеги считали его Мастером.
Со своей супругой Зинаидой Гаврилов вёл достаточно богемный образ жизни. В их доме на ул. Горького постоянно собирались художники и поэты. Жизнь его оказалась короткой – 34 года, а большая часть творческого наследия считается утраченной.
Жили они небогато. Чтобы свести концы с концами, Гаврилов расписывал кафе и рестораны, работал в экспериментальном театре. И так уж получилось, что самым известным его детищем (для широкой публики) стал скульптурный комплекс «Освобождение человека» – те самые 17 фигур, установленные полвека назад в парке им. Лесоводов России.
К слову, фигуры делали втроём: помимо Гаврилова, в их создании принимали участие двое преподавателей лесотехнического института – Валентин Чернов и Геннадий Повод. Чернов всерьёз увлекался историей Урала и резьбой по дереву. Известно также, что идею установить скульптуры поддержал директор Свердловского горлесхоза А. Н. Кильяков.
«Гаврилов – один из интереснейших, с моей точки зрения, уральских художников, – отмечал в своё время художник Салават Фазлитдинов. – Не-обычный. Его часто сравнивают с Сальвадором Дали, и, насколько я знаю, сам он с этим соглашался. В его творчестве – сюрреализм, начало развала СССР, у него были интересные стихи и философские тексты. Полагаю, что он ничего не симулировал, это был настоящий сумасшедший гений, в хорошем смысле этого слова. Такой же была его супруга – Зинаида, которая также писала стихи и картины...»