В нынешнем году исполняется 55 лет со дня основания парка им. Лесоводов России в Екатеринбурге. Ещё в середине 70-х годов прошлого века в нём поселились деревянные скульптуры легендарного свердловского художника-авангардиста Валерия Гаврилова. Однако с тех пор прошло почти полвека, и многие его работы имеют сегодня далеко не музейный вид…
История Рифейских гор в 17 скульптурах
– Часто ходим гулять с внучкой в парк Лесоводов, – рассказывает наша читательница Вера Тоскаева. – Живём недалеко, перешёл дорогу и оказался в уральском лесу. А самое интересное там – большие пятиметровые фигуры. По ним можно визуально изучать мифы и легенды родного края. Получается настоящая выставка под открытым небом! Но недавно узнала, что в скором будущем все скульптуры перевезут в центр города. Зачем!? Вряд ли сами идолы, которые стоят там не один десяток лет, мечтают переехать в шумный, загазованный центр. Да и мы к ним привыкли. А кто хочет на них полюбоваться, пусть едут в парк!
На самом деле парк им. Лесоводом России, занимающий площадь более 700 гектаров, далеко не самое популярное место отдыха жителей Екатеринбурга, но всё же любим многими. Здесь есть дорожки и тропинки, искусственные водоёмы, можно погулять, подышать свежим воздухом, посидеть на лавочках, заняться бегом, летом покататься на велосипеде, зимой – на лыжах.
Но главная достопримечательность – 17 деревянных скульптур, созданных в середине 70-х годов прошлого века. По сути, истуканы рассказывают посетителям мифологию древнего Урала, историю Рифейских гор. Среди фигур – Борей, Суеверие, Шаман, Геродот (отец истории), Любовь, Грифы, стерегущие золото, Рудокоп, Исседон-победитель. Эскизы для изваяний рисовал художник Валерий Гаврилов.
Отверженный герой свердловского андеграунда
Вообще-то фигуры они делали втроём: помимо Гаврилова в создании скульптур участвовали двое преподавателей лесотехнического института – Валентин Чернов и Геннадий Повод. Чернов всерьёз увлекался историей Урала и резьбой по дереву. Известно также, что идею поддержал директор Свердловского горлесхоза А. Н. Кильяков.
Валерий Фёдорович Гаврилов – личность поистине удивительная. Как сказано в ряде аннотаций к его творчеству, «один из самых легендарных и отверженных героев свердловского андеграунда». Он родился в деревне в Кемеровской области, писать стихи и рисовать начал в три года. Ещё в раннем детстве научился играть на нескольких музыкальных инструментах, хорошо знал немецкий, без словаря читал «Фауста» в оригинале.
В Свердловск Гаврилов переехал, чтобы получить художественное образование, поступил в училище, но так и не окончил. Педагоги говорили ему: «Вам у нас учиться нечему». Пару раз уезжал в Ленинград, где прошёл курсы вольнослушателей при Академии художеств, потом окончательно вернулся в столицу Урала, но официальным искусством принят не был. При жизни у него не было ни одной персональной выставки, в Союз художников СССР его также не приняли. Однако коллеги считали его Мастером.
Рассказывают, что Валерий Гаврилов с супругой Зинаидой вели богемный образ жизни. В их доме на ул. Горького постоянно собирались художники и поэты. Жизнь его оказалась короткой – 34 года, а большая часть творческого наследия считается утраченной.
Из сохранившегося (по одному из источников): около 350 картин, более тысячи фотографий, порядка 150 скульптур из дерева и гипса, сотни стихотворений, опыты в прозе, философский трактат, сценарий. Он также расписывал кафе и рестораны, работал в экспериментальном театре.
Но так уж получилось, что самым известным его детищем (для широкой публики) стал скульптурный комплекс «Освобождение человека» – те самые 17 фигур, установленные в парке им. Лесоводов в Екатеринбурге.
Работы культового художника — фишка пространства «Эрмитаж-Урал»
Интерес к творчеству художника и его личности начали проявлять СМИ после заявления директора Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никиты Корытина. Дело в том, что уже в этом году в центре столицы Урала (на ул. Вайнера, 16б) откроется фондохранилище музея «Эрмитаж-Урал», а рядом с ним будет создано особое культурное пространство – для чтения лекций, встреч, совместного просмотра фильмов под открытым небом. Планируется, что одним из атрибутов «лектория» станут скульптуры Гаврилова, которые перенесут из парка, отреставрируют и будут за ними следить. Организаторы преследуют две цели: украсить территорию объектами искусства и спасти наследие художника.
«У скульптур в парке Лесоводов нет своего держателя, который бы ими занимался, – рассказал директор музея ИЗО Никита Корытин. – Фактически они просто стоят и разрушаются. Мы ведём серьёзные переговоры с Минприроды региона и администрацией города, чтобы сделать эти фигуры элементом оформления и акцией по спасению культурного достояния Екатеринбурга. Гаврилов – художник культовый. Его работы станут фишкой нашего пространства».
Скульптуры отреставрируют сотрудники музея, а в центре города их увидит гораздо большее количество людей, чем в парке. Кроме того, достояние Мастера спасут от рук вандалов.
Дань уважения Мастеру
Салават Фазлитдинов, коллекционер, художник, поэт:
– Гаврилов – один из интереснейших, с моей точки зрения, уральских художников. Необычный. Его часто сравнивают с Сальвадором Дали, и, насколько я знаю, сам он с этим соглашался. В его творчестве – сюрреализм, начало развала СССР, у него были интересные стихи и философские тексты. Полагаю, что он ничего не симулировал, это был настоящий сумасшедший гений, в хорошем смысле этого слова. Такой же была его супруга – Зинаида, которая также писала стихи и картины. А ещё он дружил со многими творческими людьми своего времени, у него была замечательная свита – целая плеяда знаменитых художников и поэтов.
Думаю, если скульптуры Гаврилова перенесут в центр города, под присмотр реставраторов, ничего плохого не случится. Дерево – материал недолговечный, особенно если находится под открытым небом. А так у нас появится шанс спасти наследие художника, в том числе от вандализма. Это будет дань уважения Мастеру. А в парке, в крайнем случае, можно установить копии работ Гаврилова, поставить другие фигуры.
Не исключено, конечно, что появятся недовольные, в том числе в рядах православной общественности, но это уже другой вопрос. У Екатеринбурга не так много брендов, и самый главный, к сожалению, – место гибели царской семьи. Будь моя воля, я бы в разных местах столицы Урала установил копии Шигирского идола, который хранится в нашем краеведческом музее. Горожане в массе своей о нём до сих пор мало знают или не знают ничего. А ведь это самая древняя деревянная скульптура в мире, она старше египетских пирамид!
Можем потерять произведения искусства мирового значения
Константин Киселёв, кандидат философских наук, депутат гордумы Екатеринбурга:
– Несколько лет назад мы проехались на велосипедах по парку им. Лесоводов России. Поехали специально, чтобы посмотреть на деревянные скульптуры Гаврилова – Повода – Чернова. Мы были в восторге и ужасе. Восторг – от того, что сделали авторы сорок лет тому назад в молодом ещё парке. Ужас – от осознания, что фигуры стремительно и неумолимо разрушаются. Что мы можем потерять произведения искусства российского и мирового значения.
Живопись Гаврилова уже давно и многими признаётся гениальной. Его талант – на грани сумасшествия, а его деревянные скульптуры отдалённо напоминают парк Вигеланда в Норвегии. Можно спорить со сравнениями, но то, что они являются памятником искусства и истории, – факт. Для меня – бесспорный. В середине 70-х такие скульптуры можно было разместить только где-нибудь в лесу, на окраине Свердловска. Или в сумасшедшем доме на Агафуровских дачах, где приходилось бывать и самому Валерию Гаврилову. Сегодня их место в специальном музее, на охраняемой территории, обязательно под присмотром реставраторов.
С тех пор я написал много писем и посетил самые разные инстанции, встречался с руководством лестеха, активистами. И в конце концов получил заветное «да»: скульптуры будут сохранены. Но для исполнения этого «да» потребовалось несколько лет. Фигуры ветшали, но сейчас уже есть гарантии, что их перевезут и установят на муниципальной площадке музея «Эрмитаж-Урал».
Конечно, есть справедливый вопрос: а почему их не оставить в парке Лесоводов? Зачем лишать посетителей возможности полюбоваться произведениями искусства? Несколько аргументов. Во-первых, произведения такого уровня должны быть включены в интенсивный культурный оборот. Видеть их должны не только посетители парка, которых, по большому счёту, не так много. Площадка уральского Эрмитажа – именно то место, где они получат новую, насыщенную жизнь.
Во-вторых, Гаврилов – художник, которого мы постепенно утрачиваем, забываем. «Переезд» его скульптур – новое открытие Гаврилова. И не только его! Это переоткрытие и поэзии Зинаиды Гавриловой, его супруги, и целого поколения наших великих художников и поэтов. Они точно это заслужили. Самого Гаврилова некоторые критики ставят вровень, а иногда и выше Сальвадора Дали, сравнивают с другими великими.
Третий момент – сохранность. Я наблюдаю за скульптурами несколько лет и с болью вижу, как они буквально пропадают. Только в коллекции музея им можно обеспечить нормальное существование: как-то подлатать, отреставрировать, дать жизнь. Парк этого сделать не сможет.
Понимаю, что парк тоже нуждается в точках притяжения. Давайте их создавать! Искать новых художников, создавать пространство, где бы природа и искусство воссоединились вновь, но уже на более современном уровне. Это нужно и можно сделать. Но пока главное – сохранить. А чтобы понять, что мы можем утратить, необходимо просто зайти в парк со стороны лестеха. Не пожалеете…