На окраине посёлка Висим стоит необычный дом. На нём красуются целые картины, вырезанные из дерева. А на воротах надпись: «Усадьба Черепановых». Вокруг дома, во дворе, в огороде и даже на улице рядом с оградой усадьбы стоят деревянные скульптуры – персонажи сказок и мультфильмов, их тут около полутора десятков. Такой вид искусства ещё называют наивным, но за этими милыми изваяниями отнюдь не наивная история.
Сейчас «Усадьба Черепановых» – одна из достопримечательностей Висима, в посёлке даже есть указатели, направляющие туристов к необычному дому и его деревянным обитателям. Множество людей приезжает сюда посмотреть на деревянные фигуры, «Усадьба Черепановых» входит даже в автобусные туры. Хотя мастер, сотворивший всё это, делал их не для всеобщего призвания, а в Висим вообще переехал в поисках уединения.
Однажды мальчик нарисовал Сталина…
Виталий Черепанов начал плотничать уже в четыре года. Мальчик рос в деревне в Кировской области, время было послевоенное – игрушек не было, а играть хотелось. Вот он и стал себе делать игрушки сам – сначала трактор, потом грузовик, потом другие игрушки. «Никто меня работать с деревом не учил, – вспоминает Виталий Николаевич. – Берёшь сам топор, пилу и пошёл. Иногда поранишься до крови – от родителей ещё и влетит за это. Потом всё заживает – и снова за топор».
Когда Виталий стал постарше, он вместе с другими мальчишками начал бегать в соседнее село – смотреть кино. Смотрели обычно фильмы про войну и сами потом играли в войнушку. А игрушечное оружие себе и другим ребятам опять же делал Виталий – в двух деревнях пацаны бегали с его поделками. А ещё он рисовал – этим увлекся примерно тогда же, когда начал делать игрушки, совсем маленьким.
Когда мальчик стал старше, его даже хотели отправить в художественную школу в Москву. Но к тому моменту Виталий уже увлёкся техникой – после пятого класса он вместе с другими деревенскими пацанами вовсю работал в колхозе, был помощником тракториста. Искусство пришлось отставить в сторону – некогда было. К тому же однажды мальчик нарисовал Сталина…
«У нас в соседнем доме жил председатель сельсовета, – рассказывает Виталий Николаевич. – Он отца моего перед войной посадил. А тут как-то мать уехала, а я у сестры выпросил бумагу и перерисовал Сталина с фотографии. Он же в военной форме, с орденами – красиво. Но когда рисовал, лист бумажный сеточкой расчертил. Сразу на это внимания не обратили – наоборот, мама к соседям с этим рисунком пошла похвастаться. А ей и говорят: «Ты что, за мужем следом захотела?» Она вернулась и всыпала мне хорошенько. И карандаш в руки брать запретила».
Так Виталий отошёл на некоторое время от искусства. Только на уроках труда в школе вспоминал своё увлечение – иногда им кроме стандартных заданий по изготовлению мебели или предметов быта давали свободную тему, когда можно было делать всё, что хочется.
На одном из таких уроков Виталий сделал из дерева автомат Калашникова, который позднее попал на школьную выставку.
А потом детство кончилось, и деревенского умельца призвали на флот.
Кто появился раньше – мастер или учитель?
Став моряком-подводником, Виталий Николаевич продолжил свои творческие поиски. Рисовал себе и товарищам. Кроме того, осваивал металл – на подводной лодке дерева не было, зато мельхиора оказалось в избытке. Из него матрос Черепанов вместе с товарищами делал броши, ложки, ножи, оправы. «Перед дембелем я себе пистолет Макарова сделал, – улыбается Виталий Николаевич, – зажигалку, конечно, а не боевой».
После флотской службы отставной матрос Черепанов решил не возвращаться в родной колхоз, который к тому времени был в упадке. Переехал в Нижний Тагил, где уже жили его братья, работал на НТМК. И теперь уже слесарь Черепанов опять занялся искусством – писал картины и вновь занялся резьбой по дереву. Знакомая девушка привезла из поездки в Польшу книгу по скульптуре, она и направила талант Виталия Николаевича в эту сторону.
«У нас с этой девушкой однажды спор вышел: кто появился раньше – мастер или учитель? – рассказывает Виталий Николаевич. – Я решил доказать, что мастер. И прямо на работе сделал скульптуру «Спартанка», примерно месяц в перерывах уходил в каморку и там ею занимался».
Пытался слесарь-скульптор ваять и из мрамора, но с этим материалом он общий язык не нашёл. Зато дерево и металл слушались его беспрекословно. И вот однажды Виталий Николаевич решил сделать себе автомобиль. Вообще-то машина у него уже была – разновидность «Запорожца», прозванная «горбатым». Три года каждый вечер после работы Виталий Николаевич шёл в гараж, где из «горбатого» делал автомобиль своей мечты. В гараж ходил вместе с сыном – тому было настолько интересно, что он готов был выполнять какую-нибудь работу вместо того чтобы гулять.
И они сделали автомобиль – двигатель остался тот же, зато внешне машина больше напоминала гоночные европейские болиды тех времён. Но оказалось, что сделать машину – это одно, а зарегистрировать ее в ГАИ – совсем другое.
Девять месяцев Виталий Николаевич пытался поставить своё произведение на учёт. Потом махнул рукой и стал ездить без регистрации.
Инспекторы ГАИ, когда видели необычную машину, останавливали её для того, чтобы посмотреть поближе, а не для проверки регистрации. За девять месяцев даже права ни разу не проверили. А потом пришёл новый начальник ГАИ, посмотрел на его машину и велел подчиненным оформить её как полагается.
Подумывал Виталий Николаевич переехать из Нижнего Тагила в Ленинград – его без экзаменов зачислили в художественную академию, когда он приехал туда со своими работами в 1972 году. Но к тому времени он уже был женат, дочка родилась – а где семье в Ленинграде жить? Остались в Тагиле.
Со временем Черепанов стал искать себе дом в деревне – чтобы и жилище просторное, и для души. И нашёл такой на окраине Висима. Тогда это был дом на отшибе, как раз для спокойной семейной жизни. И огромный простор для творчества.
Усадьба Черепановых
Дом Виталию Николаевичу достался в довольно плачевном состоянии, но мастера и художника это не расстроило. Приводя новое жильё в порядок, он принялся украшать его деревянной резьбой, а внутреннюю отделку дополняли собственные картины и изделия из металла. Среди прочего Черепанов делал макеты оружия – такие точные, что правоохранительные органы даже потребовали у него убрать некоторые детали для безопасности.
В 2002 году Виталий Николаевич ушёл на пенсию, но ещё 10 лет работал слесарем по газу в четырёх поселках, включая Висим. И здесь, в своей усадьбе, он делал деревянные скульптуры. Не ради известности, а для своих детей и внуков.
«Я хотел, чтобы мои дети понимали, что красоту можно делать самому, – говорит Виталий Николаевич. – И эти скульптуры мои дети делали вместе со мной. Не люблю, когда рядом бездельничают, если я работаю. Поэтому заставлял помогать. Бери топор или ещё что-то, что самому больше нравится, и делай что-нибудь».
Сейчас у Виталия Николаевича уже внуки выросли. И творческие занятия у деда не прошли даром – один его внук работает в команде известного художника Владимира Селезнёва и сам является художником, творящим в стиле современного искусства. Недавно подарил бабушке и дедушке их портрет – на золотую свадьбу.
Сам Виталий Николаевич на этот юбилей подарил жене Нине Михайловне настоящую карету, естественно, собственной постройки – на ней они и проехались по Висиму. Живут супруги душа в душу – зимними вечерами он рисует, а она вышивает. Вышитые Ниной Михайловной картины висят на стенах рядом с пейзажами мужа.
А к усадьбе Черепановых постоянно тянутся туристы и целые делегации, в том числе иностранные. Развивающийся в Висиме туристический кластер «Гора Белая» добавил мастеру и его дому известности. Постоянные визиты такого количества посетителей бывают утомительными, и пожилая пара иногда не выходит к туристам, особенно когда много работы на огороде или если Виталий Николаевич занят очередным творческим проектом. Но обычно Черепановы без проблем пускают к себе визитёров и даже проводят экскурсии по своему участку. Денег за посещение не берут и даже удивились этому вопросу.
Останавливаться Виталий Николаевич не собирается и постоянно делает что-то новое. Этой зимой к группе скульптур на улице добавилась Хозяйка Медной горы. Будут у художника и другие творения – деревянные, металлические и написанные маслом. Ведь красота сама себя не сделает.