Выход из самоизоляции – это еще полдела. Экономический кризис никуда не исчез и продолжает набирать обороты. Доход бизнеса упал, зарплаты снизились, многих вообще уволили. Эксперты Уральского государственного экономического университета обсудили текущий кризис и пришли к любопытным выводам.
Пирамида Маслоу не спасает
Самые пострадавшие сферы называет Ирина Попова, доцент кафедры экономики предприятий УрГЭУ, кандидат социологических наук, предприниматель с 20-летним стажем: «Пострадал ресторанный, гостиничный, туристический бизнес, розничная торговля промышленными товарами, одним словом все те виды предпринимательской деятельности, которые по пирамиде Маслоу имеют своей целью удовлетворение потребностей более высокого порядка».
Но даже продуктовые магазины, обслуживающие базовые потребности, испытывают трудности, а некоторые и закрываются: прекращают работу в Свердловской области фирменные омские магазины «Сибирские колбасы», сеть супермаркетов «Райт» и т.д. Причины разные – и нарушение логистических связей между регионами, и снижение платежеспособности покупателей.
Впрочем, делать выводы о статистике банкротств пока еще рано, считает Ирина Попова.
Туризм упал первым и поднимется последним
Преподаватель кафедры экономики предприятий вуза Вера Заруцкая, владелица туристического агентства, считает, что турагентства смогут пережить этот кризис, только если будут в состоянии оплачивать издержки хотя бы по минимуму и смогут сохранить коллектив. Многие были вынуждены отправить сотрудников в отпуск без содержания и сейчас работают только в дежурном режиме, помогая клиентам перенести туры, оформить документы, разбирают претензии.
Даже когда возобновятся перелеты по России, турбизнес не восстановится сразу, считает Вера Заруцкая, скорость выхода из анабиоза будет зависеть от спроса, а он в свою очередь – от доходов граждан. Ведь туризм не является товаром первой необходимости. Если клиентов будет мало – сфера туристического бизнеса продолжит падение.
Половинчатая господдержка
Эксперты сошлись во мнении, что господдержка охватывает в основном крупный бизнес, на котором держится экономика и бюджет страны. Самое уязвимое звено – микробизнес, который, тем не менее, несет в том числе социальную функцию, напоминает Ирина Попова. У него нет подушки безопасности и финансов для маневров. Поэтому правительства разных стран в первую очередь поддерживают именно малый бизнес.
По мнению Ярослава Семёнова, доцента кафедры предпринимательского права УрГЭУ, кандидата юридических наук, предлагаемая государством отсрочка арендных платежей не окажет существенного влияния на экономическое положение бизнесменов, для экономики было бы эффективнее субсидировать арендную плату со стороны государства.
Что касается поддержки по сохранению зарплаты (в размере МРОТ на одного сотрудника), Ирина Попова напоминает, что для этого необходимо сохранить 90% штата и собрать пакет документов (десять пунктов в перечне). При этом нет никакой гарантии, что кредитная организация одобрит получение этого высокорискового кредита, ведь вероятность его невозврата высока, продолжает Ярослав Семенов.
«Имеет мало смысла и субсидирование процента по предпринимательским кредитам – это просто нецелесообразно в условиях снижения спроса с вообще покупательной способности граждан, – считает Ярослав Семенов. – Действенной мерой могло бы стать снижение страховых взносов до 15%».
Помоги себе сам
Вера Заруцкая как владелец турагентства занимается урегулированием претензий и переносом заказов, а также возвратами комиссионного вознаграждения. Вообще Ростуризм разрешает операторам не возвращать клиентам деньги до завершения режима самоизоляции, предлагая перенос сроков тура или выдачу гарантийных писем.
Эти меры способны сдержать волну судебных исков и банкротств. Но в таких условиях особенно важна лояльность клиентов, объясняет Вера Заруцкая: «Многие клиенты ценят проделанную работу и забирают только часть денег. Их лояльность принципиально важна. Есть опасения, что серьезная тряска еще впереди, спрос будет вялым – и начнутся реальные потери игроков туристического рынка».
Спасением для малого бизнеса в таких условиях, полагает эксперт, могли бы стать полезные привычки и элементарная финансовая грамотность: «Пагубно действуют на экономику сложившиеся исторически в нашей стране паттерны экономического поведения физических лиц, которые отражаются и на бизнесе. Любой хозяйствующий субъект должен иметь подушку безопасности на 3-12 месяцев, но традиции сбережения у нас слабы. Среди своих коллег – малых предпринимателей я не раз наблюдала стремление успеть всё в страхе, что завтра всё отберут или сбережения обесценятся. Всем нам нужно экономически повзрослеть и научиться формировать рациональные сбережения для семьи и для фирмы».
Потери и возможности
Что будет после пандемии? Ирина Попова напоминает, что любой кризис вместе с угрозами несет и новые возможности. Например, режим самоизоляции показал необходимость цифровизации всех сфер жизнедеятельности. Это означает, что продолжат работать все предприятия, связанные с интернет-услугами, продолжит развиваться интернет-торговля и доставка.
«Постепенно восстановится сфера услуг, мы не можем без нее обойтись, – предсказывает эксперт. – Но падение платежеспособного спроса будет ощутимо еще долго. Вообще любой кризис – это часть цикла экономики, и при любом кризисе говорят, что мир не будет прежним. Однако всё возвращается на круги своя – эту синусоиду изменить невозможно».