Годовая инфляция на Среднем Урале в феврале 2021 года сравнялась с общероссийской и составила 5,7%, а продовольственная выросла до 7,4%. Несмотря на то, что продукты в регионе дорожают медленнее, чем в среднем по стране, а заплаты свердловчан увеличились, рост цен всё равно заметно обгоняет доходы. В связи с этим у многих уральцев возник соблазн, не дожидаясь ещё большего подорожания, закупиться едой впрок. Но стоит ли прибегать к такому «кардинальному» решению проблемы – большой вопрос.
Почему выросли цены
Эксперты отмечают, что основная причина роста цен на Урале носит общероссийский характер. Это восстановление потребительского спроса после ослабления ограничений, связанных с пандемией. Кроме того, имел место недостаток предложения отдельных товаров и более высокий, чем в среднем по стране, спрос на услуги зарубежного туризма в регионе. Ну, и, конечно, сезонное подорожание овощей и фруктов.
Это связано с плохим урожаем овощей открытого грунта, собранных в 2020 году. Из-за падения рубля параллельно выросла стоимость импортных фруктов – бананов и винограда.
По данным Уральского ГУ ЦБ РФ, в первую очередь на ценниках сказался рост издержек местных аграриев: производство продуктов питания, в особенности мяса и мясопродуктов, подорожало. Из-за жаркого лета на Среднем Урале оказался плохим урожай как кормовых культур, так и овощей открытого грунта. К окончанию зимы запасы кормов истощились, их пришлось докупать, что повысило затраты хозяйств и отразилось на ценах.
Более морозные, чем в прошлом году, зимние месяцы заставили животноводов сильнее отапливать помещения для содержания скота и птицы. Дополнительный обогрев понадобился и тепличным хозяйствам. Между тем с ослаблением рубля выросли затраты на импортные корма и кормовые добавки.
Почему на Урале цены растут медленнее, чем в стране
Однако, по данным аналитиков, цены на основные продукты на Среднем Урале растут не так быстро, как в среднем по стране. Так, в феврале 2021 года мясо и мясопродукты в регионе в годовом выражении подорожали на 1,1%, а в России – на 1,5%. Куриные яйца – на 6% (в стране – на 10%). А на молоко и молочную продукцию, если верить статистикам, прирост цен в годовом выражении и вовсе замедлился.
Иномарки и велосипеды особенно дорожают в пандемию
Непродовольственная инфляция в регионе за год выросла до 6%. Наибольший вклад в этот процесс внесло подорожание автомобильного топлива (в том числе повышение акцизов и базовой ставки налога на добычу полезных ископаемых). Продолжают расти цены на новые иномарки и велосипеды, позволяющие не только соблюдать социальную дистанцию, но и вести здоровый образ жизни.
В разгар пандемии почти на 20% подорожали бинты и вата, в 2,7 раза выросли цены на ртутные, на 48,6% – на электронные термометры, на 11% – на медикаменты.
Зарплата свердловчан также увеличилась, её средний размер составляет сегодня более 43 тысяч рублей – почти на 5% выше, чем годом ранее. Но это повышение значительно ниже официальной продуктовой инфляции по региону.
Статистика лукавит?
Константин Селянин, кандидат экономических наук:
– В экономике есть такое понятие, как товары Гиффена, потребление которых увеличивается при повышении цены и уменьшается при её снижении. Речь здесь идёт в том числе о продуктах первой необходимости. Люди бросаются их скупать не потому, что они нужны им прямо сейчас, а из-за страха, что они подорожают и в будущем станут менее доступны. Для России это явление актуально, потому что люди при малейшей нестабильности ждут наступления плохих времён, можно сказать, что это связано с нашим историческим опытом.
Что же касается инфляции, то я бы не стал слишком серьёзно относиться к данным ЦБ РФ и Свердловскстата. С моей точки зрения, у нас сам термин «инфляция» в последние годы потерял смысл.
Считается, что средний россиянин тратит условно 45% заработка на еду, 25% на услуги ЖКХ, 35% на развлечения, культурное развитие, отпуск и так далее. Но всё это средняя температура по палате.
Избитый, но яркий пример: когда один ест мясо, а другой капусту, а вместе они едят голубцы. Возможно, для топ-менеджера, покупающего Maybach, продовольственная инфляция и составляет 7,4%. Но для старушки с пенсией в 15 тысяч рублей, у которой все средства уходят на продукты, «коммуналку» и лекарства, она может равняться 15–20%. Для неё повышение цен на колбасу или курицу может означать катастрофу.
Полагаю, что в плане сбережения средств наиболее простым, понятным и доступным способом являются банковские депозиты. Но следует помнить: это инструмент не увеличения, а именно сохранения накоплений. Беда в том, что депозиты сегодня не покрывают даже официальный уровень инфляции. Поэтому уральцы в последние год-полтора всё чаще прибегают к услугам различных инвестиционных фондов. Другой вопрос, что предлагаемые продукты часто сложны для понимания и не столь выгодны, как их описывают в рекламе. Порой они даже уступают депозитам.
Запасы требуют места и условий для хранения
Руководитель Регионального центра финансовой грамотности Елена Овсянникова:
– Рациональность покупки тех или иных продуктов впрок зависит от каждой конкретной ситуации. Допустим, вы видите, что цены на сахар растут, а в конце лета и осенью вам предстоит в больших объёмах варить варенье. Или, например, если вы регулярно готовите выпечку для всей семьи. Если вы точно знаете, что продукт не пропадёт, почему бы и не закупить песок оптом, особенно по какой-нибудь акции. Даже если цены не вырастут, вы всё равно не прогадаете, ваша покупка будет обоснованна и логична.
Но чаще всего приобретение большого количества того или иного продукта приводит к возникновению массы проблем, прежде всего – где и как хранить. Купили вы мешок сахара условно за тысячу рублей, пристроили его под раковиной, а через неделю у вас потёк кран — и весь товар пропал. Крупы впитывают различные запахи, им могут угрожать мыши и насекомые. При этом у всякого продукта есть свой срок и условия хранения. Есть опасность, что, сэкономив несколько сотен рублей, вы потом долго будете доедать испорченную просрочку.
Хочу отметить, что, поддаваясь массовому ажиотажу, часто мы сами провоцируем повышение цен. В первую волну пандемии именно так произошло с гречкой и туалетной бумагой. При этом резкий спрос в долгосрочной перспективе не выгоден и самим магазинам. Люди сметут с полок какой-нибудь продукт, возникнет дефицит, торговая сеть закупит новую партию товара, но никто покупать его уже не будет. Всё взаимосвязано.
А вот выращивание овощей, фруктов и ягод у себя на даче или огороде – дело хорошее. Как правило, молодёжь не видит в этом смысла. Но, во-первых, это не только труд, но и отдых. Во-вторых, для многих бабушек при нищенской пенсии продажа продуктов со своего огорода – это реальный источник дохода, возможность свести концы с концами. То же самое касается многодетных семей, где папа работает, а мама сидит с тремя и более ребятишками. В этом случае свой участок земли даёт возможность приучить детей к труду.