Пандемия коронавируса поставила профессиональное педагогическое сообщество перед новым вызовом – необходимостью перевода образовательного процесса в дистанционный формат. Осваивать новую форму пришлось в короткие сроки и, в основном, экспериментальным путем. Успешность овладения дистанционными онлайн-технологиями во многом определялась уровнем сформированных компетенций педагога и его профессиональной смелостью.
По ту сторону экрана
По мнению Инги Соловьёвой, учителя английского языка из Тюмени, исследователя и автора новых образовательных технологий, педагоги с высоким уровнем квалификации, быстро освоив техническую сторону нового формата обучения, задумались над ещё более важной проблемой – методической составляющей образовательного процесса. Каким должен быть формат дистанционного урока, какие приёмы будут наиболее эффективны для достижения планируемых результатов в этом формате? Как поддерживать постоянную мотивацию к обучению у учащихся, находящихся дома «по ту сторону экрана»? Как реализовать в этих условиях системно-деятельностный подход к обучению? То есть первичной для преподавателей и разработчиков методик онлайн-обучения оказалась не техническая проблема связи с учащимися, а организационно-контекстная форма преподавания различных учебных дисциплин.
В рамках решения этой проблемы Соловьёва разработала ряд эффективных методик дистанционного обучения и успешно внедрила их в практику онлайн-образования. Многие коллеги педагога успешно использовали её наработки в своей работе. Эти методики легли в основу научно-практических рекомендаций для преподавателей не только иностранных языков, но и других учебных дисциплин. Рассмотрим некоторые из идей, лежащих в основе этих методик.
Стимул к творчеству
Первая идея заключалась в том, что поскольку дистанционный урок значительно отличается от урока очного, необходимо модифицировать его формат. Например, онлайн-урок должен быть короче привычных нам 45 минут. Также необходимо комбинировать синхронное (онлайн) и асинхронное (оффлайн) взаимодействия между учителем и учеником. Синхронное – общение в реальном времени посредством компьютерных и мобильных технологий связи.
И если с данным видом взаимодействия сразу не возникло особых трудностей – учащиеся в нужное время выходили на связь с учителем, – то с асинхронным взаимодействием было сложнее. Это взаимодействие между учителем и учащимися, отсроченное во времени, своеобразное задание на дом. Оно осуществляется посредством записи видеоуроков на случай, если у ученика по техническим или другим причинам не было возможности присутствовать на онлайн-уроке, или с использованием контента образовательных платформ.
Выяснилось, что когда преподаватель «злоупотреблял» оффлайн-форматом, это зачастую вызывало негативную реакцию со стороны родителей учащихся, которым казалось, что педагог «ленится» и перекладывает на их плечи свои функции. Инга Соловьёва предложила комбинированную модель: после онлайнового урока она даёт своим ученикам возможность просматривать его в записи. При этом реализовывается принцип индивидуализации обучения: каждый учащийся может просмотреть урок в удобном для него режиме необходимое количество раз.
Вторая идея заключается в том, что дистанционный урок должен включать в себя четыре или пять обязательных элементов: мотивационный – постановка учебных задач и формирование учебной ситуации, инструктивный – формулирование инструкций и рекомендаций на урок, информационный – предметно-содержательное наполнение урока, контрольный – тестирование, а также коммуникативно-консультационный – интерактивное взаимодействие учителя и обучающихся.
Исходя из своего опыта, Соловьёва считает наиболее результативным использование модульного формата дистанционного обучения, что требует от педагога пересмотра и корректировки рабочей программы по предмету. Зато такой подход даёт возможность учителю использовать разнообразные формы урока и применять различные технологии и методики, позволяет сделать урок эффективным и достигнуть планируемых результатов.
Внедрение такого подхода к дистанционному обучению требует формирования новых профессиональных компетенций учителя: использования игровых практик и техник, навыков ментора, образовательного технолога, тестировщика и навигатора. При этом взаимодействие педагога с родителями, как полноправными участниками образовательного процесса, выходит на совершенно новый уровень их проактивного включения в процесс обучения. В своей работе Инга Соловьёва использует возможность проведения классных часов совместно с родителями в различных нестандартных формах, например, в форме ролевой игры «Отцы и дети» или конференции «Кем быть?».
Заметим, что педагога нового типа, каковым является наша сегодняшняя героиня, отличает высокий профессионализм, инновационный стиль мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию нестандартных решений. Творчество педагога всегда неповторимо, это такое же искусство, как творчество композитора и художника, а возможно и более сложное. Образы, создаваемые мастерами искусств, видны публике сразу же после завершения творческого процесса, а итоги работы педагога будут видны лишь через десятилетия. Но как же они важны для нашего будущего!