Старый добрый анекдот. Первоклассник Вовочка возвращается 1 сентября из школы, раздражённо бросает в угол портфель и заявляет родителям: «Предупреждать надо, что эта волынка на 11 лет!» Между прочим, пацан прав – предупреждать надо. Как говорить с ребёнком о школе – обсуждаем с психологом Ольгой Сельковой.
«Не хочу учиться»
– Ольга, так о чём стоит поговорить с ребёнком, который 1 сентября отправится в первый класс?
– Поговорить нужно о том, что в школе он будет не только получать знания, но и учиться дружить с другими детьми, знакомиться с разными людьми, учиться выстраивать отношения в классе, изучать мир, учиться его понимать и так далее. Если узко ограничить детей в той цели, с которой они идут в школу, им очень быстро становится там не интересно. Но ведь, действительно, в школе дети не только знания получают, они там всесторонне развиваются, проходят школу жизни.
– Объяснить это первоклашкам гораздо проще, чем «стреляным воробьям». Как мотивировать подростка, который категорично заявляет: «Не хочу ходить в школу, она мне не нужна»?
– Повторюсь, в школе дети и подростки учатся выстраивать отношения в коллективе. Это ли не мотивация для подростков? Ведь когда-нибудь они обязательно будут работать с другими людьми. Даже если планируют в будущем иметь свой бизнес, даже если, как сейчас распространено среди подростков, мечтают стать блогерами. И у бизнесменов, и у блогеров есть команда. И школа – это как раз то место, где подростки имеют возможность тренировать навык работы в команде, учиться развивать проекты от идеи до воплощения, учиться привлекать в проект других людей. Это навыки, которые нужны в этом мире.
– То есть учёба, в её академическом понимании, уходит на второй план?
– Ни в коем случае. Знания нужны в любой профессии, в конце концов, все взрослые блогеры имеют какое-то образование. Я сейчас не имею в виду «тик-токеров». Хотя лет в 20 они для «Тик-Тока» будут уже староваты, и перед ними также встанет вопрос: чем дальше заниматься?
В разговоре с подростком важно уравновесить две группы мотивации. Первая – это знания (иными словами, когнитивное развитие), понимание устройства мира, без которого практически невозможно добиться успеха в какой-либо области. Необходимо знать, как устроен мир, какие реакции в нём могут быть и какие последствия этих реакций возможны, чтобы учитывать риски в тех проектах, которые подростки будут создавать и реализовывать, и вообще, в том, чем они будут заниматься.
Вторая группа мотивации – это как раз взаимодействие с людьми, гибкие навыки работы в команде, умение ставить цели, умение проектно мыслить, развитие латерального мышления – того, что помогает решать проблемы, и так далее.В конфликте нужно разбираться, но нормальная задача родителей – всегда защищать ребёнка.
Шашки – в ножны
– Теперь о родителях. Многие, я знаю, имеют обыкновение обсуждать конфликт, возникший в чате класса, или «неадекватность» учительницы при ребёнке. Чем это чревато?
– Лучше, конечно, этого не делать – есть взрослый уровень обсуждения, а есть детский. Если в родительском чате, что, к сожалению, часто случается, вспыхивает конфликт, то есть риск втянуть в этот конфликт детей. Что получается? Родители втягивают во взрослый конфликт детей, у которых нет ни возможностей, ни полномочий его разрешить. Это вызывает у детей большое напряжение, стресс, при этом стрессов у них и так достаточно.
– Конфликт «ученик – учитель». На чьей стороне должны быть родители?
– Здесь, конечно, нужно разбираться, но нормальная задача родителей – всегда защищать ребёнка. Сейчас в школе очень много буллинга, и, к сожалению, это явление распространяется и само по себе не останавливается. Бывает также, что учителя провоцируют возникновение буллинга. Поэтому задача родителей не шашкой махать, а разобраться, почему ребёнку некомфортно в школе, почему он не хочет туда ходить. И при этом верить своему ребёнку, прислушиваться к тому, о чём он рассказывает. Если же ребёнок буллит учителя – издевается, насмехается, что тоже бывает, тогда родителям с ребёнком нужно работать. К примеру, обучать навыкам разрешения сложных ситуаций.
В любом случае ребёнку необходимо помочь разрешить и купировать сложную ситуацию. Сейчас в каждой школе есть (по крайней мере, должна быть) служба примирения, куда и сам ребёнок, и его родители могут обратиться для разрешения конфликтной ситуации. А в определённых случаях можно выйти и за рамки образовательного учреждения, чтобы привлечь специалистов, которые помогут данную конфликтную ситуацию урегулировать.