Последний месяц перед началом нового учебного года нужно использовать для укрепления здоровья школьников – это позволит ребятам выдержать повышенных эмоциональные, умственные и физические нагрузки. Об этом мы беседуем с заместителем начальника отдела организации медицинской помощи матерям и детям Любовью Малямовой.
«Шлак» для паразитов
– Любовь Николаевна, лето – время оздоровления детей, но от него остался всего месяц. Как провести его с пользой?
– Конечно, времени до начала учебного года осталось мало. Но и этот месяц можно (и нужно!) использовать для интенсивного укрепления здоровья ребят. Школьников ждут изрядные учебные и внешкольные нагрузки, и чтобы ребёнок с ними справлялся, летние месяцы должны использоваться для полноценного отдыха, для оздоровления. Желательно вне города, на свежем воздухе. Море, южное солнце – это хорошо, но и каникулы в пределах родного региона не хуже. В этом случае, например, организм не тратит ресурсы на адаптацию в условиях иной климатической зоны.
Включить звук
Да, мы привыкли к уровню кислорода крупных промышленных городов, но во время интенсивного образовательного процесса его потребление организмом школьника увеличивается. И если резерв организма не пополнен, истощён, нагрузки могут спровоцировать проблемы со здоровьем: частые респираторные заболевания, обострение хронических недугов.
– Мы постоянно говорим детям: запасайся летом витаминами… Как сохранить здоровье уральского школьника?
– Возможности Среднего Урала в этом отношении богатейшие. Например, наши ягоды – смородина, малина, земляника, черника, крыжовник – это кладезь витаминов и микроэлементов, так необходимых ребёнку. Между тем что наши дети бесконтрольно покупают? Продукты и напитки, содержащие массу нездоровых добавок, консервантов и красителей. И организм вынужден тратить силы на то, чтобы все органы (в первую очередь печень и почки) справлялись со всем этим «добром».
Поэтому, повторюсь, использовать наши родные ягоды, фрукты, овощи летом нужно по полной программе.
Зачем нам очаг?
– Какие патологии лидируют среди всех «профессиональных» заболеваний школьников?
– Ситуация из года в год принципиально не меняется. Это заболевания глаз и их придаточного аппарата, заболевания костно-мышечной системы. Кроме того, в числе лидеров заболевания пищеварительной системы, но тут первую скрипку играет кариес. И на четвёртом месте – болезни нервной системы.
Зная это, родителям нужно обращать пристальное внимание на профилактику данных патологий. Что касается зрения, то не надо пренебрегать очень простой, но эффективной гимнастикой для глаз, можно также использовать средства для увлажнения слизистой оболочки. Когда проблемы уже есть, следует обратиться к офтальмологу и выполнять его рекомендации.Если летний каникулярный режим оказался сбит, восстановите его, начиная прямо с сегодняшнего дня.
Если говорить о профилактике заболеваний костно-мышечной системы, здесь велосипед изобретать не нужно. Главное – это движение! Достаточно увеличить направленную двигательную нагрузку, и вы уйдёте от гиподинамии. Летом прекрасную профилактическую роль выполняют подвижные игры и даже просто пешие прогулки. Меньше телевизора и гаджетов, больше движения – вот девиз летних каникул.
– Вы упомянули кариес. Стоит ли «разнообразить» каникулы визитом к стоматологу?
– Обязательно! Распространённость кариеса у детей чрезвычайно высока, поэтому к профилактике нужно относиться очень серьёзно. В оставшийся летний месяц желательно посетить стоматолога, чтобы выявить проблемы, если они имеются, и вовремя их устранить. Зачем нам очаг хронической инфекции? То же самое можно сказать и о других очагах. С любым хроническим очагом лучше поработать сейчас, проведя противорецидивное лечение и не дожидаясь обострения.
– Когда нужно переводить ребёнка на рабочий режим?
– Грубых нарушений режима дня вообще не стоило допускать, даже несмотря на лето и каникулы. Если всё же летний каникулярный режим оказался сбит, восстановите его, начиная прямо с сегодняшнего дня. Пусть ребёнок вовремя ложится спать и вовремя – до 8 часов утра – пробуждается. С 8.00 до 9.00 все внутренние органы настроены на приём пищи – я имею в виду завтрак. Хотим мы того или нет, смещаем мы режим или нет, пищеварительные ферменты будут выделяться в то время, которое им отведено.
Голод не тётка
Говоря о режиме питания школьника, педиатры настаивают на неукоснительном соблюдении простого правила: ребёнок не должен утром выходить из дома голодным.
У детей обязательно должен быть полноценный завтрак, иначе они окажутся уязвимы перед инфекциями. Впрочем, это не единственная настоятельная рекомендация для родителей по организации питания ребёнка.
Режим питания выстраивать нужно так, чтобы школьник ел не менее четырёх-пяти раз в день. Схема проста: завтрак, обед, ужин плюс дополнительные приёмы пищи – второй завтрак (особенно в том случае, если ученик встаёт спозаранку), полдник, второй ужин (лёгкий!). При этом между приёмами пищи должно проходить не более четырёх часов. Время приёма пищи должно быть каждый день примерно одно и то же.
Что должно быть на столе? Сбалансированное, здоровое питание – залог здоровья. Ориентируемся на классическую пирамиду, согласно которой в рационе ребёнка обязательно должны быть: мясные продукты (курица, говядина, реже свинина) и рыба. За счёт них организм получает белок. Поставщиками белка также являются молочные (кисломолочные) продукты, крупы (особенно гречка). Для поставки жиров в меню школьника должны присутствовать сливочное и растительные масла. Овощи и фрукты обязательны! А хлеб, как водится, всему голова (особенно злаковый). Он содержит необходимые организму селен, витамины группы В и белок.
Что исключить? Ну, хорошо, не исключить, а свести к минимуму. Конфеты, шоколад, печенье, булочки, кексы и другие продукты – источники сахара, консервы и колбасные изделия. А вот от продуктов, содержащих усилители вкуса и красители, лучше вообще отказаться. Норма потребления сахара – не более двух столовых ложек в день, соли – не более одной чайной ложки. Но, вообще, чем меньше, тем лучше.
Если сон на троечку
Здоровый сон – это ещё один залог здоровья школьника. И, кстати, его успешности.
При недостатке сна у детей может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. Кроме того, при недосыпании страдает продолжительность так называемого «быстрого сна», от которой зависит способность к обучению и, в конечном итоге, успешность школьника. Не зря же учащимся рекомендуется увеличивать обычную продолжительность сна на один час перед контрольными работами, на время экзаменов и при напряжённой умственной деятельности. Только представьте, у детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30%.
Существуют примерные нормы ночного сна для школьников. Так, учащиеся 1–4-х классов должны спать не менее 10–10,5 часа, 5–7-х классов – 9,5–10 часов, 8–9-х классов – 9–9,5 часа, 10–11-х классов – 8–9 часов. Исходя из этого и помня о времени утреннего пробуждения, несложно вычислить время, когда ребёнку пора ложиться в постель.
А вот первоклассникам педиатры настоятельно рекомендуют организовать дневной сон, который может продолжаться до двух часов.