Пора задуматься
«Я мечтала стать журналистом с семи лет, поэтому была очень рада, когда поступила на данный факультет в Уральский федеральный университет. К сожалению, для меня выбор оказался ошибочным, – говорит первокурсница УрФУ Анна Иванова. – Вероятно, в первую очередь я была разочарована организацией учебного процесса, образовательной программой и обучением в корпусах университета в разных частях города. Значительная часть изучаемых предметов, на мой взгляд, просто отнимает наше время. В итоге сейчас я думаю об отчислении из университета».
Подобные настроения витают на факультетах любого вуза: портал для молодых специалистов Career.ru выяснил, что каждый пятый российский студент (21%) разочаровывается в выбранной специальности. Результаты социологического опроса среди студентов Свердловской области оказались следующими: 30,7% респондентов ещё не поняли, нравится ли им обучаться на выбранном факультете, а 9,4% хотят перевестись или отчислиться. Приведённые цифры не являются очень большими, но тем не менее заставляют насторожиться и задуматься о причинах своего появления.
Формула успеха
Все мы учились в школе, только вот по-разному: одни – углубленно изучая профильные дисциплины, другие – получая общие знания и не имея уроков профориентации. Различие в подготовке будущих абитуриентов дает свои плоды: часть учащихся осознанно подаёт документы на определённый факультет, а другая – по воле случая, что и приводит к тревожным последствиям. Для сравнения: в большинстве европейских стран дети с 12 лет посещают мастер-классы и различные фирмы и производства, после стажировки на которых намного проще определиться с выбором «работы мечты». Так, может, и нашей стране следует задуматься над организацией подобной системы образования?
Жизнь показывает, осознанный выбор специальности – одна из главных составляющих успеха в дальнейшем. Поступление на факультет, который выбирают друзья или на котором настаивают родители, потому что там гарантировано бюджетное место, часто приводит к тому, что студент оказывается не в своей среде. Как результат – потеря времени и родительских денег. Конечно, человек может закончить обучение, но что-то подсказывает, что первоклассный эксперт из него не получится. А вероятность труда не по профессии и вовсе велика: по данным Росстата, 55% выпускников России работают не по той специальности, которая значится в их дипломе.
«В 17 лет очень трудно понять, кем хочется стать, поэтому я всегда говорю, что сначала нужно определиться, гуманитарий ты или технарь. Если человек правильно сориентировался профессионально, то он не будет переходить на другой факультет», – считает Татьяна Рябова, заместитель декана факультета журналистики УрФУ.
«Да» практике!
Система вузовского образования также может стать причиной разочарования студентов в выбранной специальности. Устаревшие технологии преподавания, преобладание теории и практически полное отсутствие практики – всё это способно отбить симпатию к будущей профессии.
«Поступив на специальность «Стандартизация, метрология и управление качеством в машиностроении», я долгое время не могла понять, в чем будет заключаться моя реальная работа, так как у нас была одна заумная теория. Это стало наводить на мысли о том, а туда ли я поступила? Определиться мне помогла практика на заводе: общение с коллегами-инженерами, работа с точными расчетами и чертежами – всё это настолько понравилось мне, что все сомнения отпали, и я поняла, что не променяю атмосферу производства на офис», – говорит выпускница РГППУ Марина Кузнецова.
Смена профессии: конец или начало?
Как показывает практика, разочарование студента в выбранной специальности способно привести к радикальному решению – отчислению. Далеко не всегда это плохо, а в некоторых случаях и вовсе может стать началом нового этапа жизни. «На мой взгляд, перевод студента из одного вуза в другой со сменой специальности – совершенно нормальное явление, – говорит председатель Ассоциации студентов Свердловской области Антон Мануйлов. – К примеру, известный актер Александр Демьяненко только через полгода обучения в Свердловском юридическом институте понял, что это не его, и поступил в театральный вуз в Москве».
По мнению Антона Мануйлова, случаи, когда человек резко меняет специальность, но добивается больших успехов, безусловно, есть. «Все мы люди, и никто из нас не застрахован от ошибок в принятии решения. Просто одним достаточно обладать минимальной информацией о той или иной специальности, чтобы сделать выбор в пользу неё, другим же необходимо более глубокое погружение в данную профессию, чтобы понять, его это или нет», – отмечает председатель Ассоциации студентов Свердловской области.
Наталья Дюрягина