Примерное время чтения: 9 минут
1852

Школа онлайн. Зачем физкультура на удалёнке и другие вопросы образования

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. «АиФ-Урал» 15/04/2020

Позади первая неделя дистанционного обучения школьников, которая прошла на Среднем Урале, мягко говоря, нервно. К новому формату приспосабливались все участники образовательного процесса: педагоги, дети и их родители.

Контроль и еще раз контроль

«Всё тормозит!», «Сорок минут пытался прикрепить фотографию – безрезультатно!», «Почему столько заданий дают детям? Им же продохнуть некогда!», «Ау, люди, в доме не оказалось цветной бумаги для аппликации, все магазины закрыты. Кто может поделиться?», «Почему я должен весь день сидеть с сыном за уроками? У меня своя работа есть!»...

Всю минувшую неделю социальные сети и школьные чаты плавились под воздействием высокого градуса страстей: тотальная дистанционка обнажила множество проблем – от неготовности образовательных платформ к огромной нагрузке до несобранности школяров, многие из которых восприняли учёбу из дома как казачью вольницу.

«Наивно понадеялась на то, что дочь-семиклассница способна самостоятельно организовать свой рабочий день, – рассказывает читательница «АиФ-Урал» Маргарита Обросимова. – А в середине недели обнаружила нашу фамилию в списке учеников – должников практически по всем предметам. При этом она уверенная ударница, и никаких проблем в гимназии при очном обучении у неё не было. Оказалось, что в первый же день зависла образовательная платформа, которой пользуется наша школа, и она не стала ничего предпринимать, просто «забила». В общем, я поняла, что детям на дистанционке нужен контроль, контроль и ещё раз контроль. Во всяком случае это касается школьников младшего и среднего звена».

Папа у Васи силён в математике

«Помните у Драгунского в «Денискиных рассказах»: «Папа у Васи силён в математике, учится папа за Васю весь год»? Так вот, я себя чувствую этим самым папой, – рассказывает Евгений Дерягин, отец пятиклассника. – Мало того, что сын хронически не успевает сделать то, что им задают (это кроме видеоуроков), так ещё он пока не в силах справиться с проблемами, возникающими на образовательных платформах. Стоит какой-то из них «лечь», он в слёзы – не успел отправить выполненное задание. А между тем я сам работаю на удалёнке, приходится всё время отвлекаться».

По словам детского психолога Марьяны Сигалёвой, при очном обучении дети привыкают к тому, что над ними нависает взрослый человек: в школе – учитель, выполнение же домашнего задания контролируют родители. Понятно, моментально включить самостоятельность у детей, к ней не привыкших, не получится. Но родители не должны брать всю ответственность на себя, они должны спокойно (!), но твёрдо объяснить ребёнку, что учёба – зона его ответственности.

«Разумеется, нужно быть готовым всегда прий­ти на помощь, которая заключается в подсказке алгоритма решения той или иной проблемы, – говорит Марьяна Сергеевна. – Согласна, это непросто, но кому сегодня легко? Знаете, многие родители сейчас поняли, какой это труд – быть учителем».

Откуда брать позитив

Проще всего переход на дистанционку дался ученикам и педагогам тех школ, которые в этом учебном году перешли на пяти­дневку и успели адаптироваться к данной форме обучения, занимаясь по субботам.

«Дистанционное обучение не является для школ Екатеринбурга чем-то необычным, – говорит начальник департамента образования администрации Екатеринбурга Екатерина Сибирцева. – К нему мы прибегаем во время морозов или вспышек ОРВИ. Так что у педагогов опыт имеется, во всех школах есть электронные дневники, через которые организовано общение с родителями и детьми. Поэтому нет никаких опасений, что образовательная программа не будет исполнена».

Педагоги этот оптимизм разделяют, хотя и признаются, что первая неделя далась непросто.

«Трудно было всем, – говорит учитель математики лицея №110 Екатеринбурга Наталья Токмакова. – Но человек ко всему привыкает – это дело времени. И занятия на этой неделе тому подтверждение. В понедельник я провела уроки для параллели девятых и десятых классов, и они прошли уже свободнее, эффективнее, была хорошая обратная связь. Внутренне стало уже легче, и, думаю, детям тоже. Хотя, конечно, я очень скучаю по живому общению. Но что делать, всем сейчас непросто. Уверена, мы всё преодолеем, главное – сохранять позитивный настрой».

По словам Натальи Васильевны, очень важно вовремя остановиться и не задавать детям слишком много. «Нам трудно, но надо помнить, что детям ещё сложнее, – говорит педагог. – Если дети будут заниматься с утра до вечера, не имея возможности отдохнуть, заняться своими делами, они быстро уйдут в минор. Нельзя этого допустить!»

Зарядиться позитивом, по мнению учителя физкультуры гимназии №2 Дмитрия Веснина, поможет поддержание физической формы.

«На дистанционном обучении приходится давать детям теорию и потом тестировать их по материалу, – рассказывает Дмитрий Викторович. – Но и физические упражнения они выполняют – записывают их на видео и присылают мне. Вообще, рабочий день в режиме самоизоляции всем школьникам (и не только им) я рекомендую начинать с зарядки. Тренировки по системе табата, которые я практикую на уроках, отлично подходят для утренней разминки, поскольку не занимают много времени. Держите себя в форме и помните – всё будет хорошо!»

Пандемия закончится, а опыт останется

Андрей Кадочников, директор гимназии №8 «Лицей им. С. П. Дягилева»:

– Первые дни дистанционного обучения действительно были сложными для всех. Когда всё рухнуло, зависли сайты, сбоили образовательные платформы, у родителей и у многих учителей началась, давайте говорить прямо, истерика. Пришлось успокаивать всех. Спасибо родительским комитетам, которые приняли часть удара на себя.

А в среду вечером на нашу горячую линию стали приходить вопросы вроде: «По геометрии надо было выполнить задание до 18:00, можно ли сдать его до 20:00?» Это меня страшно обрадовало, поскольку вопросы были частными, что свидетельствовало – система заработала в штатном режиме, в неё уже все втянулись, к ней приспособились. К концу минувшей недели на горячую линию начало поступать по три-четыре исключительно частных вопроса. Скажем, «можно ли прислать сочинение в двух файлах?».

Не устану говорить спасибо своим коллегам, для которых переход на дистанционное образование тоже стал испытанием. Но тут как в песне из кинофильма «Белорусский вокзал»: «Когда-нибудь мы вспомним это, и не поверится самим. Но нам нужна одна Победа, одна на всех, мы за ценой не постоим». И в том, что касается дистанционного образования, победа тоже одна на всех. Понимаете, пандемия закончится, а бесценный опыт останется, поэтому из отрицательного эпизода нужно сделать максимум положительных выводов.

Конечно, велика вероятность того, что качество обучения не будет таким, каким оно могло бы быть. Ну что теперь делать? В такой ситуации вся страна, весь мир, поэтому надо искать выход. На селекторном совещании в режиме видеоконференции по вопросам ГИА. Будем говорить о том, как выводить из непростого положения 9-е и 11-е классы. При всём моём уважении и любви к младшей и средней школе «первым делом самолёты», то есть выпускные классы, которые оказались заложниками ситуации. Я клинический оптимист, поэтому думаю, что всё-таки дети смогут уйти на каникулы. Во всяком случае страстно этого желаю.

Зачем отжиматься?

Ольга Селькова, психолог:

– Важная задача родителей сегодня – отрегулировать требования. Во-первых, надо помнить: для того чтобы ребёнок разобрался в материале, ему нужно время. Во-вторых, невозможно требовать от него выполнения абсолютно всех заданий. Кроме того, сейчас как никогда важно меньше ругать и больше хвалить ребёнка.

Далеко не всем взрослым, работающим сегодня дома, просто сосредоточиться, а школьникам (особенно младшим) это тем более сложно. Поэтому важно создать им тихую, спокойную атмосферу, где ежеминутно не маячат родители, где, например, нет запахов еды. Родителям нужно помнить и о том, что у ребёнка на дистанционном обучении обязательно должны быть перемены, пятиминутки для физической активности.

Не стоит пытаться выступать в роли учителя, а вот изучать материал вместе с ребёнком (если есть такая возможность) – другое дело, ведь взрослому легче разобраться в теме, и он, «учась» вместе с сыном или дочерью, эффективнее им поможет.

Родителям очень важно перед началом занятий с ребёнком расслабиться, возможно, поделать дыхательные упражнения, попрыгать на месте, папам – поотжиматься, мамам – поприседать. Когда родитель будет немного уставшим, он не будет возбуждаться и злиться на ребёнка.

Тревожность выматывает людей, а естественный защитный механизм, который у нас срабатывает, – выброс адреналина: куда-то бежать, что-то делать. Бежать сегодня некуда, поэтому энергию нужно расходовать.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах