Учитель физкультуры гимназии №2 Екатеринбурга Дмитрий Веснин говорит: «Если бы моя зарплата была 100 тысяч рублей, я бы не стал ничего менять. Я и так работаю на 100 тысяч – хорошо и добросовестно». С этим не поспоришь.
Физрук – это звучит гордо
В углу современного спортивного зала гимназии №2, оборудованного для занятий практически любыми видами спорта, стоит «козёл» – страх и проклятье моей школьной жизни. «Да, непростой снаряд, – соглашается учитель физкультуры Дмитрий Веснин, – я как-то демонстрировал ребятам прыжок и упал с него – хохоту было! Но я на такие вещи не обижаюсь, сам могу с удовольствием с учениками посмеяться. Но есть грань, за которую нельзя переходить ни при каких обстоятельствах, и если я чувствую, что ребята на ней балансируют, сразу шутку пресекаю: «Не смешно». Понимают с одного раза».
Дмитрий никогда не делал ничего специально, чтобы войти в доверие к своим старшеклассникам. Но при этом он всегда честен с ними, внимателен к настроению и самочувствию каждого, не было случая, чтобы физрук сорвался на повышенный тон, например, или начал стыдить нерадивого ученика, об оскорбительных высказываниях и говорить нечего. «Лукавить не буду, не все уроки проходят гладко. Если что-то идёт не так, как хотелось бы, если ребята ленятся, чувствую себя после урока выжатым, разбитым, к счастью, это редко бывает. Чаще всё получается, и тогда – песня! – говорит Дмитрий. – А вообще, у меня принцип: общайся с учениками так, как ты бы хотел, чтобы общались с твоими детьми. Всё просто».
Урок у десятого класса. В учебный план по физкультуре в гимназии гармонично включена табата – система коротких интервальных тренировок с высокой интенсивностью нагрузки. Дмитрий выполняет с ребятами все движения от и до, разрушая стереотип о физруке, сидящем на лавочке и выкрикивающем команды. Попутно он рассказывает ученикам, какие группы мышц задействованы в том или ином упражнении, задаёт темп: «Раз-два, три-четыре!» «Это только на первый взгляд кажется, что в данной системе нет ничего сложного, – рассказывает супруга Дмитрия Алёна. – На самом деле нагрузки приличные. После уроков и вечерних тренировок – Дмитрий тренер по каратэ – он иногда приходит домой очень усталым. Но так сразу и не поймёшь, у него будто моторчик внутри».
Сам Дмитрий ничего особенного в том, чтобы разделить с учениками нагрузку, не видит. «Иначе как я должен оценить, прочувствовать их ощущения?» – искренне удивляется он. И честно добавляет: «Но так бывает не каждый урок. Иногда я назначаю лидера, а иногда моя активность не требуется, например, на разминочном беге. Хотя пару кругов с ребятами всё равно делаю».
Как-то Веснину довелось вести уроки у пятиклашек. Чтобы собрать шаловливый класс, он предложил ребятам контролировать учителя, чтобы тот «не забывал» делать вместе с ними планку. Дети радостно откликнулись на предложение и на каждом уроке хором напоминали: «Дмитрий Викторович, планочка!» «Первые два-три урока меня это веселило, а потом… В общем, два месяца с ними регулярно в планке стоял», – смеётся учитель.
Над стереотипами же и шутками в адрес учителей физкультуры Веснин посмеивается. Рассказывает, что сериал «Физрук» поначалу принял в штыки и даже смотреть не хотел, а потом, серия за серией, подсел на него и с огромным удовольствием посмотрел все сезоны. «Нагиев – потрясающий актёр, уверен, он поднял отношение к нашему предмету своим именем, – говорит Дмитрий. – И вообще, что бы ни говорили, физрук – это звучит гордо».
Скрепя сердце
Это Веснин сейчас так говорит. А было время, когда он и не помышлял о работе в школе. Хотя со спортом связана вся его жизнь. В детстве он чем только ни занимался! Борьба, дзюдо, бадминтон, аэробика, плаванье… Родители поступили мудро, не заставляли сына посещать секции из-под палки и позволили попробовать всё, что было угодно душе в тот или иной момент, поощряли поиск себя. «В школе я учился ровно, и по многим предметам, например, по математике, у меня была крепкая база, но несмотря на это я знал, что моя жизнь будет связана со спортом, – рассказывает Дмитрий. – И именно на спортфаке УПИ я почувствовал настоящий вкус к учёбе, настоящую ответственность».
К тому времени он нашёл себя в восточном боевом единоборстве кобудо (сегодня Веснин обладатель чёрного пояса). Вечером, когда другие студенты развлекались на дискотеках и вечеринках, Дмитрий шёл в спортивный зал – тренировался сам, тренировал детей. Единоборству он благодарен и за обретённое личное счастье (с Алёной они познакомились на тренировке), и за то, что стал учителем. «Мы арендовали для тренировок спортзал в нашей гимназии, и там как раз образовалась вакансия физрука, – говорит Дмитрий. – Мой тренер сказал: «Иди, работай». Я, признаюсь, пошёл скрепя сердце, мне это казалось слишком лёгким путём».
Дмитрий быстро понял, что поторопился с выводами. Найти подход к каждому ребёнку, сформировать у ребят мотивацию к занятиям физкультурой – предмету, который с лёгкой руки родителей («математика, языки, физика, биология, химия – вот на что делай ставку, физра – ерунда») воспринимался ими как второстепенный, сделать урок интересным – всё это требует немалых усилий.
Он ещё сомневался в верности выбранного пути, когда коллега, учитель французского языка Зинаида Потапова сказала: «Дима, ты знаешь, что дети любят тебя и с удовольствием бегут на твой урок». «Эти слова опытного педагога меня вдохновили. Я задумался и понял, что урок физической культуры – очень важный предмет и что я, как учитель, могу сделать его лучше, – рассказывает Дмитрий. – А потом я дошёл до финала конкурса молодых педагогов, и это тоже придало сил. Я вообще считаю, что учителя должны участвовать в конкурсах, – это освежает, поднимает самооценку, помогает расти. А ученикам интереснее идти с тобой дальше».
Смысл названия стиля боевого единоборства дайдо джуку каратэ-до, в котором Дмитрий также мастер, созвучен с древней китайской мудростью: «Нет ворот, выводящих на Великий Путь. Каждый должен построить их в своём сердце и идти к совершенству собственной дорогой». «Я открыл Великий Путь в своём сердце и совершенствуюсь. Мы становимся сильными во благо тех, кому нужна наша помощь», – говорит Дмитрий.
«Знак ГТО на груди у него»
Веснин признаётся: как только узнал о планируемом возрождении системы ГТО, потерял покой – не мог дождаться, когда уже можно будет заняться этим делом. Они с супругой и сыном сдали нормы ГТО одними из первых, и сегодня более рьяных пропагандистов системы, наверное, не найти.
«Конечно, можно относиться к сдаче норм ГТО снисходительно, но это не моя история, – говорит Дмитрий. – В этом есть глубочайший смысл! Это и здоровье нашей нации, и возможность сплотиться – семье, коллегам, одноклассникам. И я искренне не понимаю учителей физкультуры, которые не хотят готовить учеников к сдаче норм, отмахиваясь, мол, мне за это не платят. Но кто, если не мы? И разве всё в этой жизни меряется деньгами? Что сложного в том, чтобы рассказать детям об истории комплекса, а потом принимать учебные нормативы по рекомендациям нормативов ГТО? Уверен, мы, учителя физкультуры, и должны помочь людям сделать выбор в пользу здоровья. Это легче, чем кажется. Я даже 65-летнего соседа убедил попробовать свои силы, и он сдал ГТО на золотой значок».