Профессия врача всегда являлась почетной и важной. Именно медицинские работники приняли на себя основной удар пандемии. Ключевую роль в этом сыграла их медподготовка и человеческая храбрость. Эти важные навыки и качества воспитывают на Среднем Урале в единственном медицинском ВУЗе, где готовят врачей и провизоров.
Ректор Уральского государственного медицинского университета Ольга Ковтун рассказала о том, как вуз с богатой историей остается успешным и востребованным в современных реалиях.
Горячая пора
- Вопрос, который сейчас для многих является первоочередным и находится на повестке дня - особенности приемной кампании-2021. В Уральском медицинском университете она стартует уже 18 июня. Ольга Петровна, как вы считаете, сможет ли УГМУ побить свой прошлогодний рекорд по количеству поданных от абитуриентов заявлений?
- В прошлом году у нас был потрясающий результат. К нам поступило более 16 тысяч заявлений от абитуриентов. К примеру, в 2019 году эта цифра была скромнее - 9600. Мы надеемся не сдать этих позиций. В 2021 году мы будем принимать заявления в основном дистанционно, в том числе через программу “Поступай онлайн”. Можно подать все необходимые документы для поступления в том числе через портал “Госуслуги”. Если у абитуриента есть желание сделать это очно, то такое право также сохранилось. Сейчас сделано всё, чтобы создать более комфортную обстановку, в частности, можно подать заявление на поступление даже до сдачи ЕГЭ.
- Идёт ли тенденция такого взрывного роста интереса к медобразованию на пользу медицинской отрасли?
- Такая тенденция для нашей профессии определенно идет на пользу. Мы не боимся большого потока абитуриентов, потому что дефицит медицинских работников сегодня очевиден. Особенно в первичном звене здравоохранения, ведь именно эти люди первыми держали удар, когда началась пандемия новой коронавирусной инфекции. А некая героизация образа врача, его преданность профессии, его благородство, спасение жизни других даже ценой своей должна укреплять авторитет медицинского работника и повышать степень доверия к нему в нашем обществе.
- Те абитуриенты, которые подают документы только в медуниверситет, наверняка ценнее для Вас и более мотивированы?
- Это большое достижение, что к нам целенаправленно поступают ребята, которые учились в профильных медицинских классах. Они занимаются в течение двух лет и конечно проходят предпрофессиональную подготовку. Они чаще бывают в университете, на кафедрах, участвуют в олимпиадах, и мы поддерживаем каждое такое начинание. Нам действительно нужны будущие студенты, которые не понаслышке представляют, что такое профессия врача.
Второй поток – это, как правило, дети из медицинских семей. Это очень ценные ребята и мы их выделяем. Потому что они «с молоком матери» впитывали особенности медицинской профессии. Об этом говорят в семье, они видят, как трудятся их родители и какая это напряженная работа. И если ребенок в семье проникся этой атмосферой, то он уже более осмысленно делает выбор. По своему опыту могу сказать, что такие студенты даже мыслят по другому, часто по-врачебному. Главная особенность в их отношении к работе, к людям и здоровью.
Третий поток - это ребята, которые живут в городах и поселках Свердловской области и поступают по целевому приему. Они проходят отбор и процедуру собеседования в муниципалитетах. У них есть четкое понимание, что при поступлении будет подписано соглашение с Министерством здравоохранения, и они должны отработать в медицинском учреждении, в которое направлены, не менее 3 либо 5 лет.
Четвертый поток - абитуриенты, которые хотят романтичной профессии и вдохновились спасением жизни людей. Эпидемиологическая ситуация еще раз подчеркнула, что без врачей и медицинских работников, которые должны в нужную минуту оказаться рядом с больным человеком, не обойтись.
Отмечу и тех, кто приходит учиться после медколледжа. Это тоже очень надежный поток абитуриентов, которые уже знают всё, что связано с медициной, и, как правило, из профессии не уходят.
- Какие сложности могут возникнуть в процессе обучения и сложно ли стать хорошим врачом?
- Те абитуриенты, которые придут к нам в этом году, должны переосмыслить свой выбор и понимать, что учиться у нас сложно. Мы этого не скрываем. Особенно первые три курса, когда изучаются фундаментальные дисциплины. Но это база, без которой будущий врач не может быть сформирован. Конечно, потоки абитуриентов разные, не обходится и без отчислений. Кто-то осознал, что это не его профессия, кто-то в силу того, что тяжело и сложно учиться, и он хотел бы реализовать себя в другой сфере. Я уважаю этот выбор.
- Как бы Вы оценили уровень современной отечественной медицинской школы и какое место в этой системе занимает УГМУ?
- Медицинское образование в России находится на высоком уровне. Это подтверждает и интерес к нему у иностранцев. Как только в ВУЗы стала внедряться программа “Экспорт российского образования”, мы увидели стабильный целевой поток иностранцев, которые узнают о российских университетах через международные интернет-сайты. Наш университет также узнаваем в международном пространстве. Только за 2020-21 годы мы вошли в 4 международных рейтинга. В России УГМУ входит в сотню лучших вузов страны, а по предметному рейтингу – в 20-ку. Высокий уровень подтверждает и то, что многие наши выпускники живут и работают за рубежом. Они все трудоустроены и востребованы. У нас есть свои преимущества в отечественной медицинской школе.
Миссия длинной в 90 лет
- Уральскому медуниверситету исполнилось 90 лет. Сформировался ли у ВУЗа за эти годы уникальный узнаваемый бренд?
- Наш бренд - готовить лучшие кадры для страны. УГМУ - это уникальный вуз, который подготовил трёх министров здравоохранения России и целый ряд руководителей для топовых медицинских учреждений страны. Мы бережно храним наши традиции и накопленный преподавательский опыт ещё тех первых учителей, которые создавали Свердловский государственный медицинский институт. Сегодня мы снова востребованы как вуз, потому что стране нужны наши выпускники. Ведь среди них много самоотверженных людей, которые всю свою профессиональную жизнь посвятили медицине.
- На чей опыт Вы ориентируетесь, выстраивая стратегию развития университета?
- Мы ориентируемся только на лучших. Наши “маяки” - Сеченовский Университет и РНИМУ им. Пирогова. Это топовые ВУЗы страны с многолетними традициями. Совместно с Сеченовским Университетом мы разрабатываем многие медицинские практики, например электронное медицинское образование. Также УГМУ входит состав совета ректоров медицинских и фармацевтических ВУЗов России, где совместно отрабатываются самые передовые моменты. В Уральском регионе мы тесно взаимодействуем с УрФУ. Кроме того, в Екатеринбурге расположено Уральское отделение РАН, что также помогает концентрации высокого научного потенциала. При этом я не умаляю достижения каждого вуза.
- Какой опыт, по вашему, стоит перенимать медицинскому вузу в процессе собственного роста, какие практики изучать и трансформировать под собственные нужды?
- Границ в этом плане нет, поэтому нам доступен опыт любых мировых вузов и Университетов с таким же прекрасным “анамнезом” и историей. Конечно, коллаборации и создание сетевых программ обучения, создание совместных консорциумов, обмен лучшими практиками, всё это входит в нашу программу взаимодействия. Сейчас время первых и время лучших. Но быть первыми и быть лучшими очень непростая задача. Мы должны уметь адекватно реагировать на все вызовы и соответствовать всем современным тенденциям, которые сегодня сформированы в мировом образовательном пространстве. Важно учить навыкам и новым компетенциям: креативно мыслить, владеть гибкими навыками, уметь генерировать идеи, продукты, новые смыслы. Научить на 15-20 лет вперед.
Курс на инновации
- 2021 год объявлен Годом науки и технологий России. Востребованы ли научные разработки ученых УГМУ бизнесом?
- Мы стремимся к непосредственному союзу с производителями. Сейчас медицинский университет входит в состав Уральского межрегионального НОЦ «Передовые производственные технологии и материалы». Это накладывает на нас большую ответственность, потому что наши научные разработки должны быть прорывными, современными и ориентированными на достижение результата. Это предполагает и взаимодействие с индустриальными партнерами, в первую очередь предприятиями, которые дают заказы. Мы четко понимаем, что разработка новых медицинских технологий невозможна без поддержки бизнеса и производителей.
- Как развивается взаимодействие ВУЗа с предприятиями, чего не хватает для более продуктивной совместной работы?
- Если говорить в целом, то на сегодня этот уровень не столь высокий, однако есть большое количество идей. Но пройти путь от идеи до практической реализации и ее тиражирования не так просто. Ежегодно у нас защищают много диссертационных, кандидатских и докторских работ. Но далеко не каждая может быть реализована в проект, который потом возьмёт предприятие и будет разрабатывать продукт на основе этой технологии. Тем не менее, сейчас медуниверситет активно сотрудничает с УОМЗ и заводом “Медсинтез” по ряду направлений, в том числе в разработке и совершенствовании медицинского оборудования и производстве новых лекарственных средств.
- Какую пользу могут извлечь для себя студенты Уральского медуниверситета от такого взаимодействия с бизнес-сообществом?
- Примеров таких много, по возможности мы стараемся выводить наших выпускников на специалистов и инженеров предприятий. В ходе такого взаимодействия рождаются новые научные идеи. Если выпускник стремится достигать успеха в медицине, то он также может предложить свою идею на базе научно-исследовательской работы и это будет услышано, поддержано и даже профинансировано. Так, в апреле совместно с УОМЗ мы провели хакатон «Цифровые решения в области медицины», в котором студенты УГМУ участвовали совместно с действующими инженерами завода и разрабатывали инновационные проекты, способные заинтересовать практическое здравоохранение.
- Сейчас в УГМУ проходит аккредитация выпускников. Позволяет ли эта процедура объективно оценить готовность молодых специалистов качественно оказывать помощь уже в статусе врача?
- Здесь не должно быть никаких сомнений. Да, некоторые вузы иногда упрекали за то, что врач плохо подготовлен. Но в составе наших экзаменационных комиссий по приему госэкзаменов 50 процентов составляют работодатели. Это главные врачи больниц и представители практического здравоохранения. Аккредитация является еще одной ступенью, когда все экзамены принимают исключительно работодатели и представители медицинской палаты Свердловской области. Медуниверситет предоставляет только площадку. По итогам аккредитации 98-99 процентов наших выпускников допущены к профессиональной деятельности и оценены достаточно высоко.
- Участвует ли УГМУ в разработке рекомендаций по проведению этапов аккредитации?
- Эта процедура уже отработана. Все выпускники, допущенные до аккредитации, проходят подготовку в Мультипрофильном аккредитационно-симуляционном центре УГМУ. Чтобы работать в практическом здравоохранении, выпускник обязательно должен продемонстрировать свой уровень подготовки в центре аккредитации (тестирование, практические навыки, решение ситуационных клинических задач).
- Вы часто обращаете внимание на то, что задача университета не сводится только к подготовке высококвалифицированных кадров - не менее важно влияние ВУЗа на социально-экономическое развитие региона. Как УГМУ выполняет эту миссию?
- Радует, что большое значение стали придавать оценке деятельности университетов. Вуз не просто фабрика подготовки кадров для отрасли здравоохранения - это люди, составляющие элиту общества. Отмечу, что по поручению Президента страны появился рейтинг “Три миссии университета”. Наш вуз оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие региона - мы хранители здоровья, а здоровье - это человеческий потенциал и самое большое богатство любого государства. Качественная медицина и сохранение здоровья граждан напрямую связаны с трудовыми ресурсами, обороноспособностью и в конечном итоге с процветанием всей страны.