Аварийная посадка самолёта Airbus A320 «Уральских авиалиний» на пшеничном поле под Новосибирском стала новостью №1 в России. Ожидая результатов расследования, члены экипажа почти не дают интервью и уклоняются от каких-либо комментариев, однако кое-какая информация от «виновников торжества» стала достоянием общественности. Версия непосредственных участников событий, - в материале в материале ural.aif.ru.
«Всё было в порядке»
«Накануне полёта в Сочи мы прошли стартового врача, провели традиционный брифинг, проверили техническое состояние самолёта и бортовой журнал, - рассказал командир воздушного судна (КВС) Сергей Белов. – Всё было в порядке. Топлива хватало на 5 часов 25 минут, а лететь до Омска по нашим расчётам было 3 часа 25 минут. То есть остаток топлива составлял два часа. По всем показателям полёт проходил штатно, но при приближении к Омску начался сильный порывистый ветер…»
По словам Белова, они со вторым пилотом просчитали посадочную дистанцию, диспетчер разрешил заходить на полосу 07, однако после выпуска шасси отказала зелёная гидросистема.
«Да, мы отрабатываем на тренажёрах нештатные ситуации, в том числе с данным отказом, - подчеркнул командир. – Но как самолёт поведёт себя в жизни, я не знал. Поэтому целесообразнее было полететь в новосибирский аэропорт Толмачёво. Там полоса на 110 метров длиннее, чем в Омске, и шире на 15 метров. Это было осознанное решение. В своих действиях мы не сомневались».
Справа - болото, слева - лес
Однако вскоре Белов заметил, что расход топлива отличается от того объёма, который был рассчитан изначально: «Мы поняли, что до новосибирского аэродрома не дотянем, и в Омск нам тоже уже не вернуться. Доложил диспетчеру, объяснил, что будем искать площадку для безопасной посадки. Стояла задача сохранить жизнь и здоровье пассажиров».
Белов отмечает, что после брифинга со старшим бортпроводником они со вторым пилотом стали искать место для посадки. Их выбор упал на пшеничное поле. Хотя, по его словам, выбора фактически не было: с правой стороны – заболоченная местность, с левой – лес. «Это было единственное поле, на которое можно было сесть», - уверен Белов.
После благополучного приземления и эвакуации людей он доложил о ЧП в Центр управления полётами. «Спасибо пассажирам, что вели себя спокойно, без паники. Это помогло избежать травм», – говорит капитан.
Сергею Белову 32 года (28 сентября у него день рожденья). Он окончил Санкт-Петербургский университет гражданской авиации и является продолжателем лётной династии: его дед был военным штурманом, а отец много лет летал самолётами гражданской авиации. В 1989 году он благополучно посадил Ту-154, у которого в полёте произошла поломка закрылков, за что был награждён орденом Трудового Красного Знамени. К сожалению, по информации мамы Сергея Белова, позднее его отец погиб в авиакатастрофе.
«Топлива оставалось на пять минут»
На днях в телеграм-канале «Авиаторщина» появился текст «официальных» показаний Сергея Белова следователям, который в целом сходится с его рассказом журналистам. Согласно данной версии, при заходе на посадку в Омске в самолёте отказала зелёная гидросистема: реверс одного двигателя, управление носовой стойкой шасси, основная и автоматическая системы торможения. Длины полосы в омском аэропорту (2 500 метров) было достаточно для посадки Airbus A320 – даже при отказе гидросистемы, но пилоты не рискнули там садиться из-за метеоусловий. О сильном ветре свидетельствовали приборы и сообщения диспетчеров.
Белов, по его словам, ни разу в жизни не сталкивался с таким отказом и не понимал, как будет вести себя самолёт в реальности. В процессе полёта они следили за остатком топлива, и всё было нормально. Но после прохождения рубежа возврата в Омск горючее стало критически быстро заканчиваться. Полной выработки топлива пилоты ждать не стали, Белов утверждает, что его оставалось на пять минут. После посадки запас керосина равнялся всего 200 кг, тогда как взлетали они с 4 200 кг на борту.
«Голос у меня немного дрожал»
«Об аварии я узнала от командира воздушного судна, - рассказала старший бортпроводник Дарья Глушкова. – Собрала брифинг среди бортпроводников. Всё обговорили. Времени на волнение и подготовку не было, волнение пришло уже потом, когда всё закончилось. Голос у меня немного дрожал, но я старалась читать инструкцию уверенно, с чувством, с толком, с расстановкой. Если читать быстро – люди ничего не поймут…»
По словам Дарьи, пассажиров рейса можно было поделить на две категории. Женщины-матери, которые летели вместе с детьми, испытывали страх, среди них даже возникла небольшая паника. Однако большинство пассажиров сохраняли спокойствие и самообладание, мужчины предлагали помощь.
«Глобальной паники не было. Сама я думала только о том, как эвакуировать людей, вспоминала, как на земле отрабатывали всё это на тренажёрах. Спасибо преподавателям, которые научили правильно действовать. Эвакуация прошла очень быстро».
Дарье 34 года. В авиакомпании работает уже десять лет. Увлекается путешествиями, театром, катается на сноуборде.
«Держите язык за зубами»
В экипаж самолёта также входили второй пилот Эдуард Семёнов (56 лет), бортпроводники Айша Гумметова (22 года), Дмитрий Костылев (31 год) и Дмитрий Рябов (27 лет).
Напомним, что лайнер Airbus A320 «Уральских авиалиний», на борту которого было более 160 человек, включая 23 детей, утром 12 сентября 2023 года совершил аварийную посадку на пшеничном поле под Новосибирском. Несмотря на то, что все пассажиры остались живы и здоровы, Восточное межрегиональное следственное управление на транспорте возбудило уголовное дело по статье 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного судна).
Руководство авиакомпании, пассажиры самолёта и многочисленные пользователи соцсетей одобрили действия экипажа, назвав их героями, однако среди экспертов на этот счёт единого мнения нет. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил журналистам, что о награждении экипажа ему пока ничего не известно.
Стоит также отметить, что, по неофициальной информации, после аварийной посадки самолёта на пшеничном поле руководство пилотов попросило их не высказывать лишний раз своё мнение и не делиться подробностями этого ЧП. «Насчёт сегодняшнего случая напоминаю: держите язык за зубами в комментариях, распространении, при участии в дискуссиях, откуда может быть утечка информации», - говорится в рассылке, которую якобы получили сотрудники авиакомпании. Время возвращения пилотов и бортпроводников в Екатеринбург огласке также не предавалось.
В материале использована информация с портала Е1, телеканала «Вести», компании «Уральские авиалинии», телеграм-каналов «Авиаторщина» и «База».