Столетний юбилей сегодня отмечает знаменитый Транссиб.
Официальным днем рождения магистрали стало 5 октября 1916 года, когда в Хабаровске был открыт для постоянного движения ее последний участок – мост через реку Амур. Сооружение длиной 2568 метров на тот момент стало крупнейшим мостом в Евразии, благодаря чему было названо «Амурским чудом».
Начало строительству Великого Сибирского Пути как тогда называли дорогу, было положено в мае 1891 года близ Владивостока, в местечке Куперовская падь. Тогда еще 23-летний цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II, нагрузил полную тачку земли, отвез ее к насыпи и под звуки оркестра заложил первый камень в фундамент вокзала.
Транссиб соединил Европейскую Россию с Сибирью и Дальним Востоком. Дорога проходит через 8 часовых поясов и по территории двух частей света: Европе (19,1% длины) и Азии (80,9%). На пути магистрали находится 11 областей, 5 краев, 2 республики, 1 автономная область Российской Федерации, 88 городов, 16 крупных рек. Это самая длинная на планете железная дорого. Ее протяженность – 9288,2 км. Чтобы преодолеть это расстояние, поезду «Россия» требуется шесть суток и десять минут.
Магистраль обеспечивает выход на востоке на сеть железных дорог Северной Кореи, Китая, Монголии и Казахстана, а на западе, через российские порты и пограничные переходы – в европейские страны. В 2015 году по Транссибу перевезено 113,1 млн тонн грузов.
Более 1,3 тыс. км длины основного маршрута Транссиба приходится на полигон Свердловской железной дороги (участок Чепца – Называевская). Здесь магистраль не только пересекает границу Европы и Азии (условной границей принято считать 1778 км – вблизи о.п. Вершина), но и проходит через Уральский хребет.
Сегодня СвЖД ведет работы по строительству третьего главного пути на участке Косулино – Баженово Транссибирской магистрали. Это, по словам железнодорожников, позволит обеспечить пропуск перспективного транзитного вагонопотока.