Примерное время чтения: 12 минут
721

Уральцы считают 9 Мая главным праздником страны

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. «АиФ-Урал» 08/05/2014

Что не удивительно: фактически в каждой уральской семье есть или был человек, который в годы Великой Отечественной воевал на фронте, работал на износ в тылу, изо всех сил приближал Победу.

На кладбище Сухого Лога есть монумент воинам, умершим в госпиталях в годы Великой Отечественной войны. Местные жители ухаживают за ним всем миром: убирают мусор, чистят территорию, приносят живые цветы. И делают это не только по праздникам, а регулярно, каждый день. Это говорит о том, что сохранение памяти защитников Родины люди считают своим общим делом. Именно таким делом много лет назад была для нас защита страны от самого страшного врага человечества – фашизма…

От Орла до Праги

…На тему участия уральцев в Великой Отечественной войне написаны сотни книг, сняты десятки фильмов. Но, наверное, самым значимым явлением тех грозовых лет стало создание в 1943 году Уральского добровольческого танкового корпуса. Когда организаторы объявили о его формировании, хлынул поток заявлений. Их поступило 110 тысяч – в 12 раз больше, чем требовалось! Отбирали только самых достойных – с обязательным условием, что на предприятиях заменят уходящих на фронт.

За два года бойцы УДТК прошли путь от Орла до Праги. Иосиф Сталин 27 раз объявлял корпусу благодарность. Воинское подразделение было награждено орденами Красного Знамени, Суворова и Кутузова. На знамёнах частей корпуса – 54 боевых ордена. Сегодня героизму бойцов корпуса посвящён памятник на Привокзальной площади Екатеринбурга. У его подножия установлена плита с надписью: «Здесь хранится земля, обагрённая кровью уральских танкистов-добровольцев».

Могила для Гитлера

Между тем не менее ярко проявили себя уральцы в тылу. Когда началась война, область приняла 212 промышленных предприятий и более 700 тысяч эвакуированных. В общей сложности Средний Урал дал фронту 40% вооружения, около половины всей стали и две трети чугуна. Танки, самоходные артиллерийские установки, орудия – всё это шло на фронт.

Интересный факт: в Свердловске, на свалке в районе улицы Азина, в начале войны проходили испытания бутылок с «коктейлем Молотова». Позже от этих самодельных снарядов горели фашистские танки.

А с 1942 года на уральском компрессорном заводе выпускались знаменитые «Катюши». Каждый пятый гвардейский миномёт, произведённый в СССР в те годы, был изготовлен на Урале.

В своё время поэт Евгений Евтушенко мечтал о том, чтобы где-нибудь на Урале была установлена самая простая, дешёвая памятная доска со словами:

«Здесь в карьерах Нижнего Тагила
Вырыта для Гитлера
могила…»

Кстати сказать, до сих пор далеко не все уральцы знают, что легендарный Юрий Левитан в годы Великой Отечественной войны говорил из Свердловска! Да, знаменитый диктор жил у нас и вещал из подвала здания на ул. Радищева, 2. Левитан получал новости прямо из Москвы по телефону и зачитывал их в прямом эфире. Только в марте 1943 года его перевезли в Куйбышев, где располагался советский радиокомитет.

Спасли Эрмитаж

На заметку
Самый великий разведчик Великой Отечественной Николай Кузнецов – родом из Талицы. Во время войны он работал на оккупированной фашистами территории под именем Пауль Зиберт. Кузнецов лично ликвидировал 11 вражеских генералов и высокопоставленных чиновников нацистской Германии.
Другая важная веха в истории военного Урала – сокровища Эрмитажа. В годы войны Свердловская картинная галерея (ныне – Екатеринбургский музей изобразительных искусств) хранила огромное количество бесценных шедевров мировой культуры. Всего в Свердловск было доставлено 1,5 миллиона уникальных артефактов: живопись, графика, фарфор, скульптура, мебель, важные архивные материалы.

Ценнейшие полотна, вынутые из рам, укладывались десятками. Но, несмотря на массу трудностей, сотрудникам свердловской галереи и работникам Эрмитажа удалось избежать серьёзных повреждений уникальных предметов искусства. И по сей день в Государственном Эрмитаже считают, что сотрудники молодой уральской галереи, появившейся на культурной карте лишь в 1936 году, совершили настоящий подвиг. В благодарность за спасённые сокровища Эрмитаж уже несколько раз передавал во владение музея ИЗО свои экспонаты. Благодаря этому Екатеринбург сегодня – один из богатейших в плане произведений искусства городов в стране.

Чтобы помнили

Стоит отметить, что в эти дни в Свердловской области пройдёт около 500 праздничных акций. Завершатся они в Екатеринбурге традиционным салютом в честь Дня Победы. В этом году он начнётся 9 мая в 22:30. Чуть позже, ориентировочно в 22:45, небо над уральской столицей озарит грандиозный фейерверк. До этого на площади 1905 года состоится митинг и парад, в котором примут участие 40 ветеранов: с учётом возраста, они проедут по площади в автомобилях.

Между тем одно из мероприятий хотелось бы отметить особо.

Председатель Свердловской общественной организации «Семьи погибших воинов» Алексей Зыков:

– Сегодня нет ни одного ветерана без наград. И это прекрасно. Но мы редко вспоминаем о погибших, умерших от ран, о без вести пропавших, хотя 90% из них не отмечены ни единой наградой. Их обошла даже медаль «За победу над Германией». Свердловская региональная организация «Семьи погибших воинов» 8 мая в 11 часов проведёт шествие с пустыми наградными подушечками – от памятника Татищеву и де Геннину по проспекту Ленина и улице 8 Марта. В 12 часов в дендрарии состоится гражданская панихида.

Переучивались на ходу

В годы Великой Отечественной войны в Свердловской области принимали раненых 163 эвакогоспиталя. Большинство из них разворачивались в неприспособленных помещениях.

Укомплектовывать госпитали уральцы помогали всем миром. После многочасовых трудовых вахт свердловчане шли в госпитали: делали кровати из бутовой ленты, набивали соломой тюфяки. Эти уникальные вещи военных лет сохранились, часть из них представлена в Госпитале ветеранов всех войн.

В «сороковые роковые», к слову, этот госпиталь имел только номер – 3866 – и располагался в здании нынешней гимназии №9.

В госпитале №3866 был организован пункт сдачи крови, куда уральцы шли без всякого принуждения. Всего во время войны свердловчанами для раненых было сдано 100 тонн крови.

Средний Урал в годы Великой Отечественной войны. Фото: Из личного архива редакции «АиФ-Урал» / коллаж Ивана Ленского

Разумеется, все уральские медики, кто не ушёл на фронт, работали в госпиталях. Сразу приступали к работе эвакуированные на Урал врачи. Те, кто имел сугубо мирную специализацию, переучивались на ходу. Скажем, в 1943 году начальником госпиталя, специализирующегося на ранениях грудной клетки и конечностей, стала майор медицинской службы Анна Ивановна Штин – до войны она была детским врачом. Также на ходу обучались медицинские сёстры. Но всё равно медикам приходилось работать порой без отдыха. Хирурги не отходили от операционных столов сутками, ведь на Урал приходили эшелон за эшелоном с ранеными. Большинство были очень тяжёлыми…

– Хорошо помню, как мы, второклашки, после уроков вместе с учительницей шли в госпиталь, – рассказывает жительница Екатеринбурга Валентина Краюхина. – Прямо в палатах читали стихи, пели песни, танцевали. Взрослые мужики плакали… Тогда я удивлялась почему, ведь мы же хотели их развеселить. Повзрослев, поняла, что бойцы вспоминали своих детей.

В музее Госпиталя ветеранов всех войн немало экспонатов, подаренных пациентами в годы войны. Среди них – гармонь, которая прошла со своим хозяином Михаилом Григорьевичем Забелиным всю войну. И ещё в музее есть копия уникальной вещи, которую смастерил боец прямо на фронте, «окопного аккордеона». Музыкальный инструмент, сделанный из дощечки, одной струны и консервной банки.

Не пустой звук

Николай Григорьев, Герой Советского Союза:

– Мы просто не могли проиграть в этой страшной войне. Каждый, кто брал в руки оружие и защищал свою Родину, был воодушевлён на разгром врага. Потому что для нас слово «Родина» – не пустой звук. Приезжаешь в сельскую местность, останавливаешься в каком-нибудь доме, и люди несут тебе последнюю краюху хлеба. Они понимали, что хлеб важнее солдату, который держит в руках оружие. Мы стояли до последнего, понимая, что позади Москва.

Был ли у нас страх, когда мы шли в рукопашную на врага? Мы же люди, и страх, конечно, был. Но ни один из нас не сделал шага назад. Как сейчас помню, во время войны с Японией был тяжёлый переход через Монголию, жара страшная, ели лошадей и верблюдов. Нас поставили в шеренгу и сказали, что все, кто устал, могут выйти из строя и дождаться подхода основных сил. Однако никто из строя не вышел. Молодому поколению я бы посоветовал не забывать, какой ценой далось мирное небо над головой, помнить подвиг предков.

Самая главная дата

Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев:

– День Победы – это самая главная и светлая дата в истории нашей страны, праздник, сплотивший несколько поколений россиян памятью о горечи великих потерь и гордостью великих преодолений. Это ещё один повод сказать спасибо ветеранам и труженикам тыла, которые отстояли страну в годы войны. В этом году исторической дате должно быть уделено особое и самое пристальное внимание, поскольку это своего рода репетиция перед празднованием 70-летия со Дня Победы в Великой Отечественной войне.

Поколение после войны

Александр Кердан, уральский писатель:

– Для подавляющего большинства людей моего поколения 9 Мая – это праздник родовой. И дед мой, и отец, и дяди моей мамы были участниками Великой Отечественной, несколько человек не вернулись домой. Я принадлежу поколению послевоенному, которое выросло на примере подвига. Мы смотрели фильмы и играли в игры – в наших и немцев, и для нас самым страшным было оказаться в числе врагов. У нас было сильное чувство принадлежности к народу-победителю. И сегодня бывает очень больно и обидно, когда оскверняются могилы, когда молодые люди забывают о великом подвиге.

Сознательно глумятся?

Анатолий Кириллов, директор Уральского центра Б.Н. Ельцина, доктор исторических наук:

– Крайне тревожит сегодня тенденция к сознательному глумлению над нашей историей. Это буквально навязывается молодёжи, в том числе посредством литературы. Например, знаменитым памятникам Среднего Урала, посвящённым Великой Отечественной войне, даны мерзкие клички. А ведь монументы – это и форма сохранения памяти, и повод поговорить о тех героях, кому они посвящены. Молодёжь у нас и так весьма поверхностно знакома с историей, а при таком культивировании пренебрежения о каком сохранении памяти можно вести речь?

Сами сохраним

Алексей Мосин, доктор исторических наук, преподаватель УрФУ:

– Проблема памяти актуальна всегда – как для конкретного человека, так и для семьи, и для нации в целом. Ветеранов осталось мало, но всё равно… 9 Мая – это праздник и государственный, и семейный, потому что война коснулась каждой семьи. Я уверен, что День Победы останется с нами надолго. Сохранение памяти о Дне Победы в первую очередь зависит от семьи, от атмосферы, царящей в ней. Если память об этом дне сохранится в семьях, то его празднование останется и как добрая традиция в стране.

Что касается акции «Бессмертный полк», то я положительно отношусь к тому, что людям дали это право – выйти с портретом фронтовика в руках. Но мы живём в государстве, которое пытается порой использовать 9 Мая в своих интересах, спрятаться за него, и это очень некрасиво. Будь моя воля, я бы отказался от парадов, от демонстрации оружия. Зачем это? Можно просто выходить в этот день на улицу – в память о дедах, прадедах, бабушках и прабабушках. Нельзя давать чиновникам прикасаться к этому дню. Мы сами сохраним память о нём.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах