1052

Уральский Петрушка погиб, спасая жизнь фронтовику

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. «АиФ-Урал» 20/04/2016

В годы Великой Отечественной войны в Театре кукол Свердловска даже сказка «Репка» стала антифашистской.

«Остановите спектакль»

Тёплый, солнечный день. 22 июня 1941 года. Свердловчане собрались у летней сцены Центрального парка культуры и отдыха им. Маяковского, где Театр кукол даёт весёлое представление «Волшебная калоша». «Мы уже отыграли половину спектакля, как на сцену поднялся военный, попросил остановить спектакль и объявил: «Сегодня в четыре часа утра Германия вероломно напала на Советский Союз. Всем военнообязанным явиться сегодня в военкомат», – вспоминала артистка театра Анна Заякина.

С момента своего основания Свердловский театр кукол не имел постоянного помещения, кочевал с места на место. Собственного зрительного зала, понятно, тоже не было. Спектакли игрались в домах культуры, школах, сельских клубах, на открытых площадках.

– Артисты небольшой труппы не только одушевляли кукол, но и сами их изготавливали, – рассказывает заведующая музеем Екатеринбургского театра кукол Лидия Потапова. – Тогда использовались перчаточные куклы, которые надевались на руку и таким образом приводились в движение артистом, который находился за ширмой. Тростевые куклы появились много позже, в 50-х годах.

В начале Великой Отечественной войны Театр кукол «жил» в помещении Театра юного зрителя. Первое роковое время было не до спектаклей. В Свердловск начали поступать эвакуированные, обком партии поручил артистам дежурить на железнодорожном вокзале, встречать прибывших на Средний Урал людей, помогать им размещаться. Временным пристанищем эвакуированным служил ТЮЗ. Люди сидели, лежали даже на лестницах и сцене. Артисты, в том числе Театра кукол, сутками несли вахту, привозили людям еду, решали бытовые вопросы, провожали к месту назначенного жительства.

Тем временем многие артисты театра ушли на фронт, но труппа пополнилась кукольниками, эвакуированными из Москвы, Минска, Киева, Ленинграда. Осознавая ответственность, которая легла на плечи каждого человека в то трагическое для страны время, артисты принимают два крайне важных решения. Во-первых, Театр кукол отказывается от государственной дотации. Во-вторых, продолжает работу.

По городам и весям

Надо ли говорить, что артисты Театра кукол были частыми и всегда желанными гостями в госпиталях, открытых по всей Свердловской области. Спектакли давались на заводах, где сутками без отдыха трудились уральцы. За годы войны артисты театра кукол исколесили с гастролями всю область: Серов, Новая Ляля, Кушва, Тавда, Туринск… Порой для перевозки нехитрой бутафории кукол, ширмы и артистов не удавалось найти никакой транспорт, кроме телеги (зимой – саней), запряжённой лошадью.

– Артисты работали на износ, но при этом обновляли репертуар, изготавливали новых кукол. Разумеется, был сделан и Гитлер – жалкий, ничтожный персонаж многих антифашистских спектаклей, – рассказывает Лидия Потапова. – Материалы тогда было нелегко найти, поэтому женщины-артистки приносили свои платья, которые распарывали, раскраивали и потом шили наряды для кукол.

В годы войны Театр кукол представил постановку «Антифашистский концерт», поставил спектакли «Коричневая чума» и «Мы вернёмся» (о мальчике-партизане). Местные газеты в 1942 году писали и о постановке «Чудесная карта» – в ней речь шла о карте СССР, которую нельзя закрасить коричневой краской или порвать.

Интересно, что антифашистский дух присутствовал даже в сказке «Репка». Как-то в руки Лидии Александровны попался пожелтевший листок – ноты к песне из этого спектакля. Расшифровав «либретто», она была немало удивлена расширением сюжетной линии всем с детства известной сказки. Судите сами:

«Сегодня лает пёс фашистский
И брызжет бешеной слюной,
Пусть он подавится сосиской,
Пусть он поплатится спиной.
Вперёд! Смелей!
Вперёд! Народ! Наша возьмёт!»

Надо ли говорить, что спектакли и концерты Театра кукол неизменно завершались под бурные аплодисменты.

В спектаклях Театра кукол Гитлер был неизменно осмеян.
В спектаклях Театра кукол Гитлер был неизменно осмеян. Фото: www.uralkukla.ru

Как погиб Петрушка

Артисты Свердловского театра кукол оставались преданными своему служению и на полях сражений. Так, например, режиссёр театра Сергей Скобелин, уходя на фронт, прихватил с собой любимую куклу – Петрушку. В коротких перерывах между боями он, приспособив под ширму плащ-палатку, разыгрывал для бойцов миниатюры. Острые, едкие, высмеивающие врага частушки и монологи поддерживали дух фронтовиков, уральский Петрушка стал всеобщим любимцем. 58 (!) программ «Боевого Петрушки» увидели воины Юго-Западного, 3-го Украинского, 1-го Белорусского фронтов.

Но однажды Петрушка замолчал навсегда. Он принял на себя осколок снаряда, и беднягу разорвало в клочья. Благодаря этому его душа и голос – Сергей Скобелин – остался жив, получив, однако, тяжёлую контузию. «Петрушка спас Сергею Александровичу жизнь», – говорит Лидия Потапова.

Кстати, в музее Екатеринбургского театра кукол живут два «почётных пенсионера», куклы Буратино и Петрушка. Их в 1945 году Сергей Скобелин сделал в Германии сразу после освобождения из концлагеря для военнопленных, куда попал в 1944 году.

– Золотые вы мои, ребятки, – Лидия Александровна нежно гладит кукол. – Они у нас почтенного возраста, 71 год исполнился как-никак. Нетрудно догадаться, что Сергей Александрович делал их из подручного материала. Головы из папье-маше, а наряды видно, что из штор.

Эти куклы дебютировали в спектаклях для бывших военнопленных, которые ставил не сломленный концлагерем Скобелин. А летом 1945-го они вместе с создателем прибыли на Средний Урал. В нынешнем Театре кукол к ним относятся с почтением. Как-то встал вопрос о реставрации их обветшавшей одежды. Но заведующая бутафорским цехом Ирина Баранова не стала переодевать «пенсионеров», сочтя неделикатным превращать раритет в новодел. Зато она бережно укрепила особо слабые участки ткани, предотвратив их дальнейшее расползание.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах