511

Жизнь и смерть «Корпорации развития». Эпизод #3: «грязная» электросхема

Сегодня какого-либо смысла в достройке ТЭС «Полярная» не видит никто.
Сегодня какого-либо смысла в достройке ТЭС «Полярная» не видит никто. АО «Корпорация Развития»

Северный широтный ход (СШХ), призванный стать одной из самых глобальных строек постсоветской России, изначально включал в себя четыре блока: транспортный, инфраструктурный, сырьевой и энергетический. Последний из них оказался самым провальным за все 12 лет существования «Корпорации развития». Одновременно с полпредством «АиФ-Урал» продолжает ревизию работы «Корпорации развития».

Что пошло не так?

КСТАТИ
Северный широтный ход – главный проект «Корпорации развития», ради которого она и создавалась. Цель – построить железнодорожную магистраль, которая свяжет Северную железную дорогу и СвЖД, соединив посёлок Коротчаево (Новый Уренгой) со станцией Обской, в дальнейшем продолжив её до порта Сабетта, и выйти к Северному морскому пути. В 2006 году было создано ОАО «Урал промышленный – Урал полярный», которое после ребрендинга стало АО «Корпорация развития». Основные акционеры – ЯНАО, ХМАО и Тюменская область.
Одним из крупнейших объектов Северного широтного хода должна была стать ТЭС «Полярная», проект которой «КР» представила ещё в 2009 году. Анонсировалось, что станция мощностью 268 МВт «спасёт Ямал от дефицита энергии», а в дальнейшем будет обслуживать железнодорожную магистраль СШХ. Стоимость её оценили в 17 млрд рублей. При этом 1,5 млрд под гарантии ЯНАО были предоставлены в виде кредита ОАО «Международный финансовый клуб», 15 млрд – «Чешским экспортным банком». Правительство Ямала утвердило программу развития электроэнергетики округа до 2019 года, а «Полярная» должна была стать её ключевым объектом.

Предполагалось, что первую очередь ТЭС «Корпорация развития» запустит в 2013, а вторую – в 2014 году, но уже через год реализации проекта что-то пошло не так. Во-первых, сроки сдачи «Полярной» постоянно смещались. Официально это объяснялось «корректировкой проектной документации», но, судя по всему, главная причина была не в этом. Кроме того, за пять лет строительство ТЭС обросло массой коррупционных скандалов, банкротств и уголовных дел, связанных с многомиллиардными хищениями, бесхозяйственностью и банальными управленческими ошибками.

Первые серьёзные проверки ТЭС Следственный комитет РФ начал ещё в 2014 году. В дальнейшем к ним подключились специалисты УЭБиПК ГУ МВД по Москве. Было возбуждено несколько уголовных дел, в основном по статье 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»). Кого-то из топ-менеджеров арестовали, кто-то отделался лёгким испугом, но подробности большинства дел силовики так и не раскрыли «в интересах следствия».

Строительство ТЭС неоднократно приостанавливали и попытались возобновить, в том числе в начале 2015 года. Для этого, в рамках ранее подписанных соглашений, были снова привлечены средства Чешского экспортного банка (остаток кредитной линии до 130 млн евро), но, возможно, это были уже «конвульсии будущего трупа».

Не исключено, что окончательное сворачивание стройки было продиктовано её коррупционной составляющей. С предложением приостановить работу по нескольким направлениям СШХ на закрытом совещании с акционерами выступал гендиректор «КР» Сергей Маслов (руководил с 2013 по 2016 годы). Информированные источники поясняли, что Маслов хотел разобраться с «финансовыми махинациями» при покупке оборудования для ТЭС, детально проработать возврат инвестиций, а уж потом делать в неё новые вливания. Но вскоре Маслов был арестован, а в «Корпорации развития» сменилось руководство. Позднее его оправдали, но было уже поздно.

Приговор окончательный?

Кобылкин сказал, что всех давно предупреждал о бесперспективности «Полярной», но его никто не слушал! «Для запуска надо 15 млрд рублей. Для запуска в никуда. Мне это не нужно, и участвовать в этой афере я не хочу», - посетовал экс-губернатор Ямала.
Кобылкин сказал, что всех давно предупреждал о бесперспективности «Полярной», но его никто не слушал! «Для запуска надо 15 млрд рублей. Для запуска в никуда. Мне это не нужно, и участвовать в этой афере я не хочу», - посетовал экс-губернатор Ямала. Фото: Правительство ЯНАО

В декабре 2015 года Ямал официально объявил о заморозке стройки ТЭС «Полярная». Точку в обсуждении перспектив проект поставил тогдашний глава ЯНАО Дмитрий Кобылкин, ранее, наоборот, одобрявший его. В мае 2016 года он заявил изданию «URA.Ru» (цитируем): «Станция Салехарду не нужна. Её единственное возможное применение – использование для нужд Северного широтного хода, для электрификации железнодорожных путей до Сабетты. Наверное, под этот проект её можно реанимировать. Для нужд округа она избыточна, и мы сразу говорили, что ее строительство – это грязная схема с определёнными целями».

Более того, Кобылкин сказал, что всех давно предупреждал о бесперспективности «Полярной», но его никто не слушал! «Для запуска надо 15 млрд рублей. Для запуска в никуда. Мне это не нужно, и участвовать в этой афере я не хочу», - посетовал экс-губернатор Ямала.

Сегодня какого-либо смысла в достройке ТЭС «Полярная» не видит никто. В конце 2017 года власти Салехарда добились в Арбитражном суде выдворения «Энергетической компания «УП - УП» («дочка» «КР», которой де-юре принадлежала ТЭС) со своей территории. Строителям было предписано в оперативном режиме вывезти оборудование и стройматериалы. На торги были выставлены сваи, бетонные плиты, термостабилизаторы, но конкурсный управляющий не смог найти ни одного покупателя. Местные предприниматели отказывались приобретать всё это добро даже за копейки, так как подозревали, что ранее оно было закуплено по «чёрным схемам».

Так, по данным издания «Правда УрФО», дорогостоящая турбина  для объекта была куплена у одной из европейских компаний после того, как выработала свой ресурс. Но после реставрации нескольких конструктивных блоков она была установлена как новая, и это – в условиях Крайнего Севера!

Поздно пить боржоми

Как ни странно, но в феврале 2017 года и.о. гендиректора «КР» Сергей Новицкий, занявший кресло Маслова, пообещал возобновить стройку: «Выбор ведь важный: или зарыть 12,5 млрд рублей в землю, или вложить ещё и достроить этот объект, сдать его в эксплуатацию». Но примечательно здесь то, что громкие заявления, судя по всему, не были согласованы ни с Минэнерго РФ, ни с правительством Ямала, а были подкреплены лишь весьма туманными переговорами с чехами. Более того, накануне этих реляций Новицкого члены наблюдательно совета «Корпорации развития» решали вопрос об ограничении его полномочий, планируя вообще запретить ему совершать любые крупные сделки и оформлять займы, но главное: согласовывать участие во всех новых инвестпроектах.

Какие цели преследовал господин Новицкий – остаётся лишь догадываться, так как к тому времени большинство специалистов считали, что ТЭС достроить невозможно. «Всё брошенное там оборудование две зимы простояло посреди тундры, - комментировал один из участников рынка. – Хоть чуть-чуть понимающий в энергетике и строительстве человек осознает, что с этим уже ничего нельзя сделать, если не вложить ещё 30 млрд рублей».

По словам эксперта, ТЭС «Полярная» можно было достроить в 2013 году, в 2015 году её теоретически реально было реанимировать. Но сегодня «вбухивать» в станцию новые средства просто бессмысленно, это всё равно, что зарывать их в землю.

ТЭС «Полярная» (наряду с ОАО «Полярный кварц», о котором мы расскажем в следующем материале) была признана одним из самых провальных проектов «КР» за всё время её существования.
ТЭС «Полярная» (наряду с ОАО «Полярный кварц», о котором мы расскажем в следующем материале) была признана одним из самых провальных проектов «КР» за всё время её существования. Фото: АО «Корпорация Развития»

Бывший коллега Новицкого в 2017 году комментировал его активность так: «Коллектива, по сути, уже нет, акционеры прозрачно дают понять, что не желают иметь ничего общего с проектом, кураторы в лице полпредства покидают наблюдательный совет, а единороссы отказываются даже от условного кураторства СШХ. Все юристы и спецы по проектам уволены. Суды проигрываются, деньги разбазариваются».

По замечанию наблюдателей, Новицкий в 2017 году со скандалом покинул офис в Москве, пытаясь не заплатить арендодателю, но неплохо устроился на новом месте – с сауной, бильярдом и небольшим бассейном, но вскоре был отправлен в отставку. А ТЭС «Полярная» (наряду с ОАО «Полярный кварц», о котором мы расскажем в следующем материале) была признана одним из самых провальных проектов «КР» за всё время её существования. Корпорация находится на грани банкротства, а в число кредиторов недавно вошёл Чешский экспортный банк. Общая сумма долга оценивается в 3 млрд рублей.

Стоит также отметить, что в начале ноября правительство ХМАО ещё на полгода (с 9 ноября 2018 по 16 мая 2019 года) продлило контракт с нынешним гендиректором «КР» Сергеем Черняевым. При этом ранее бывшие сотрудники компании неоднократно называли его «могильщиком» корпорации.

Об очередном скандальном проекте  «Корпорации развития» читайте на сайте WWW.URAL.AIF.RU.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах