Примерное время чтения: 7 минут
733

Жизнь и смерть «Корпорации развития». Эпизод #1: Северный широтный ход

Первый наш материал посвящен ключевому проекту «КР» - Северному широтному ходу.

АО «Корпорация развития», созданная под названием «Урал промышленный – Урал полярный» в 2006 году, сегодня находится в состоянии банкротства. О положении дел и миллиардных долгах в СМИ уже писали. Но на высшем уровне об этом заговорили в начале сентября 2018 года, когда новый полпред президента РФ в УрФО Николай Цуканов публично раскритиковал работу компании, пообещав провести масштабную ревизию. Полпред обвинил руководство «КР» в провале всех стратегических инициатив и не исключил, что в результате аудита могут появиться новые уголовные дела вдобавок к уже имеющимся.

С севера на юг

Северный широтный ход – главный проект «Корпорации развития», без которого все остальные, по сути, не имеют особого смысла. Ещё в 2005 году тогдашний полпред президента в УрФО Пётр Латышев на заседании стратегического совета по развитию округа презентовал его концепцию, а 2006-м появилось ОАО «Урал промышленный – Урал полярный» («УП – УП»). Главными акционерами компании стали ЯНАО, ХМАО и Тюменская область.

Идея заключалась в следующем: в недрах Северного Урала есть месторождения полезных ископаемых, а на юге – предприятия для их обработки. Проблема лишь в том, чтобы доставить нефть, газ, уголь и прочее добро из одной географической точки в другую. Для этого нужно построить железнодорожную магистраль, связав Северную железную дорогу и СвЖД, соединив посёлок Коротчаево (Новый Уренгой) со станцией Обской, в дальнейшем продолжив её до порта Сабетта, и выйти к Северному морскому пути. Параллельно необходимо выстроить всю сопутствующую инфраструктуру. Из-за амбициозности и масштабов стройки СМИ сравнивали Северный широтный ход с Великим шёлковым путём.

За всю историю существования проект сменил восемь руководителей, но конкретная работа началась при генеральных директорах Александре Белецком и Сергее Маслове. Первый этап строительства СШХ начался в сентябре 2011 года. Речь идёт о возведении крупнейшего в УрФО моста через реку Надым. В проекте он включает в себя железнодорожную линию и автомобильную дорогу, на сегодняшний день возведена автомобильная часть путепровода.

Крупнейший объект

Исходя из первоначального замысла, магистраль собирались построить и сдать в эксплуатацию к 2015 году, но эти сроки постоянно переносились. Из-за кризиса резко выросла цена вопроса. Поначалу стоимость строительства Северного широтного хода составляла 150 млрд рублей (в ценах 2011 года). Однако к моменту запланированного пуска проект оценили уже в 190 млрд, а экс-глава ЯНАО Дмитрий Кобылкин в 2017 году называл сумму в 262 млрд рублей.

Мост через Надым, точнее его автомобильная часть, стал  крупнейшим объектом СШХ. Он был сдан в 2015 году – при гендиректоре Сергее Маслове, с его открытием решился вопрос заторов из-за понтонной переправы. Общая протяжённость путепровода составила более 1,3 км, а средняя пропускная способность –3 тысячи автомобилей в сутки.

Сергей Маслов руководил
Сергей Маслов руководил "Корпорацией развития" с 2013 по 2016 годы. Фото: Commons.wikimedia.org

Но к 2016 году вокруг Северного широтного хода возникла странная ситуация. Из портфеля «Корпорации развития» СШХ постепенно «перекочевал» к другим структурам. За три года, когда «КР» руководил Сергей Маслов, компания проделала всю подготовительную работу: был утверждён паспорт всего проекта, помимо этого подготовлены обоснования для включения объектов СШХ в правительственные программы финансирования, подтверждена грузовая база (до 23,9 млн тонн в год!).

Но в октябре 2016 года Сергей Маслов и его зам Владимир Караманов неожиданно оказались фигурантами уголовного дела. Их обвинили в хищении миллиарда рублей. Якобы деньги акционеров были размещены в проблемном банке «Народный кредит», а потом переведены на счета оффшорных компаний. Но позднее уголовное дело в отношении Маслова было прекращено. Eму возвратили все средства, изъятые при обыске, с имущества был снят арест. Сегодня основным фигурантом дела является бывший зам Маслова по безопасности Сергей Лукин, уволенный из компании по отрицательным мотивам ещё в 2015 году после громкого внутрикорпоративного скандала.

В материалах дела читаем: «Предъявленное Маслову С.В. обвинение основано на показаниях другого обвиняемого – Лукина С.Ю., у которого имеются основания для оговора Маслова С.В. как из мести за произошедший конфликт и увольнение из АО «Корпорация развития», так и с целью облегчить свою участь и переложить часть вины, возможного уголовного наказания и материальной ответственности за преступление на другого».

Тайна за семью печатями

Эксперты полагают, что вопросы у следствия могут появиться и к преемнику Маслова – Сергею Новицкому, в течение года исполнявшему после него обязанности гендиректора «КР». По данным источников издания «Правда УрФО», ряд важнейших активов компании был «утерян» именно во время работы в ней Новицкого. Есть версия, что проектная документация по Северному широтному ходу и, в частности, по мосту через Надым была передана сторонним структурам - то ли бесплатно, то ли по существенно заниженной цене. В первом случае изыскательские работы оцениваются в 5-6 млрд, во втором – в 600 млн рублей. «Уж не знаю, каким образом за проектную документацию рассчитались и с кем, но на счетах компании эти деньги не появлялись», – рассказал инсайдер из числа экс-топ-менеджеров корпорации.

На каких условиях была передана проектная документация – осталось тайной за семью печатями. Есть вариант, что ответы на этот и другие вопросы появятся в процессе аудита, который анонсировал полпред Николай Цуканов.

Бывшие коллеги обвиняют Новицкого в увольнении высококлассных специалистов (в том числе – юристов), почти в полном развале коллектива, в десятках проигранных судов. С ним связывают также ещё одного фигуранта этой истории – скандально известного бизнесмена Александра Забарского, кровно заинтересованного в банкротстве корпорации. Были установлены факты подозрительных денежных перечислений в пользу компании «Мостострой-12», строившей мост через реку Надым. В частности, Новицкий сразу же после своего назначения в ноябре 2016 года инициировал крупный платёж в пользу учредителей предприятия, который не был согласован с акционерами. Представители «КР» сообщали, что между Новицким и Забарским существуют «дружеские» отношения, основанные на взаимном интересе.

Заметим также, что целый ряд компаний, подконтрольных Забарскому, сейчас находятся в стадии ликвидации. Это и «Мостострой-12», и СП «Фоника», и «Тюменьстальмост», и «Строительное управление-1».

Акционеры «Корпорации развития», судя по всему, начали избавляться от проблемного актива. Так, Югра внесла поправки в план приватизации на 2018 год, согласно которым собирается продать почти половину от своего  пакета акций (15,58% из 36,51%). Эксперты полагают, что продажа доли в «КР» правительством ХМАО – только «первая ласточка», аналогичные решения в обозримом будущем могут быть приняты в ЯНАО и в Тюменской области. При этом избавиться от проблемного актива региональным властям будет не так-то просто.

Изначально планировалось, что «Корпорация развития» полностью построит Северный широтный ход. Но сегодня компания, находящаяся в стадии банкротства, проектом фактически не занимается, он отдан на откуп другим структурам (РЖД и ПАО «Газпром»). Хотя в общей сложности акционеры «КР» вложили в неё более 30 млрд рублей. Перспективная когда-то корпорация была почти полностью уничтожена изнутри.

О других амбициозных, но так и не реализованных проектах «Корпорации развития», и причинах их провала читайте на сайте WWW.URAL.AIF.RU в ближайшее время.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах