После аварии на электросетях у жителей Берёзовского массово вышла из строя бытовая техника. Люди уже два месяца пытаются получить компенсацию, но правды не найти днём с огнём. Подробности – в материале aif.ural.
Лампочки задымились
Зимним утром жители улицы Уральской в городе Берёзовском проснулись в страхе: электрические розетки трещали. Неподалёку строился частный дом, водитель грузовика с песком повредил электрические провода, что вызвало резкий скачок напряжения.
«Муж заметил, что из лампочек на кухне пошёл дым! – вспоминает жительница Берёзовского Светлана. – Встревоженные люди бросились на улицу проверять электропровода и обнаружили, что они порваны. Пострадали практически все соседи на нашей улице – у кого-то сгорели лампочки, удлинители, а у некоторых и дорогая бытовая техника. Нам, к примеру, пришлось потратить около 20 тысяч рублей на новую. А ведь мы с мужем пенсионеры…»
Соседи Светланы – Наталья и Дмитрий – тоже потратились. Модем, роутер, люстры, холодильник и другие приборы вышли из строя. Аварийная бригада из электросетевой компании в тот же день устранила неполадки на линии. Жильцы решили получить денежную компенсацию за сломанную технику: стали искать контакты фирмы-застройщика, чтобы взыскать с неё ущерб. Параллельно выяснилось, что аварию на электросетях устроил трудовой мигрант (водитель грузовика), который к этому времени успел благополучно покинуть территорию России и уехал к себе на родину.

«При чём здесь мы?!»
«Впервые слышу, что кто-то пытается получить с нас какую-то компенсацию! – удивлённо прокомментировал ситуацию представитель компании-застройщика Тимофей Селивончик. – Мы заказывали доставку, но водитель, который вёз груз, даже не доехал до нашего объекта и порвал провода. К нам обратилась сетевая компания, чьи кабели были порваны, и у неё к нам претензий нет! Мы строим дом на одном участке, а, условно говоря, на другом кто-то что-то сломал: так при чём здесь мы? По крайней мере, лично ко мне никто не обращался с вопросом, что надо что-то кому-то оплатить. Пусть жители общаются с тем самым трудовым мигрантом, который оборвал провода. Почему они с него не требуют компенсацию? Мы к этому отношения не имеем!»
Между тем случаи, когда бытовая техника не выдерживает скачков напряжения, нередки. К примеру, в 2022 году подобное уже случалось в Берёзовском. В 2020 году в Нижнем Тагиле из-за сильнейшего перепада напряжения сгорели электронные устройства сразу в десяти многоквартирных домах. В 2020 году в Серове из-за аварии на линии из всех электроприборов в МКД пошёл дым, ситуация едва не обернулась пожаром.
Получить компенсацию в подобной ситуации вполне возможно. В 2024 году энергетики возместили жительнице Режевского района стоимость бытовой техники, вышедшей из строя из-за резкого перепада напряжения во время грозы. В Ревде во время капитального ремонта была повреждена электропроводка. В результате у жильцов вышли из строя телевизоры, блоки питания от ноутбуков, радиотелефон и зарядные устройства для гаджетов. Потерпевшие обратились в ближайшее отделение Роспотребнадзора, где им помогли подготовить исковое заявление в суд. В 2018 году компания, занимавшаяся ремонтом, выплатила компенсацию не только за сгоревшую бытовую технику, но и за моральный ущерб. Энергосетевая компания также возместила убытки и моральный вред жителю города Заречного за стиральную машину, которая вышла из строя из-за скачка напряжения.

Что делать?
«У потребителя есть договор с поставщиком электроэнергии, и, если сгорает бытовая техника, очевидно, какие-то параметры не выдерживаются, – поясняет руководитель административной и уголовной практик Правового центра «Репутация», член Ассоциации юристов России Алексей Остапов. – Когда происходит авария на линии электропередач, первым делом необходимо обратиться в энергоснабжающую компанию. Она и устанавливает, кто виновник, потому что предприятию нужно возмещать собственные убытки. Шаг второй: если виновником оказался представитель конкретной компании, нужно обратиться в суд с требованием взыскать с неё ущерб».
Как рассказывает Алексей Остапов, иногда обращение в судебную инстанцию не требуется. Пострадавшая сторона имеет право написать ответчику досудебную претензию в свободной форме. Для этого нужно описать ситуацию, отразить причину поломки техники, а также изложить просьбу возместить убытки добровольно. Чтобы доказать затраты на починку техники, нужно предоставить документ из сервиса, где её чинили.
«Если компания-застройщик утверждает, что она не причастна к аварии, то к ответственности надо привлекать организацию, у которой была заказана доставка песка, – говорит юрист. – Трудовой мигрант, который отвозил песок, в любом случае был чьим-то сотрудником. Если фирма предлагает взыскивать ущерб с него, думаю, что к ним должно наведаться управление по вопросам миграции областного ГУ МВД вместе с налоговой службой. Этим ведомствам, скорее всего, будет интересно, как так получилось, что граждане других государств работают в фирме без трудовых договоров. Вряд ли компания заинтересована давать официальный ответ, что мигрант у них попросту не оформлен официально. А значит, они должны либо возместить ущерб, либо дать контакты другой организации, в которой этот зарубежный специалист оформлен».
Кроме того, в управлении Роспотребнадзора советуют: «При возникновении ущерба имуществу получить в ремонтной организации заключение (акт, заказ-наряд), документ об оплате за проведение ремонта бытовой техники (чеки, счета об оплате за ремонт, покупку запасных частей). При отклонении претензии полностью или частично либо при неполучении ответа в установленные для еë рассмотрения сроки (10 дней) гражданин имеет право обратиться с иском в суд».
У семи нянек дитя без глазу? Почему уральский посёлок вечно сидит без света
Энергетики возместили свердловчанке стоимость сгоревшей техники
На Урале деревня осталась без электричества
Почём правосудие? Уральский юрист пояснил смысл повышения судебных пошлин
«Левак» не пройдет! Что за красные лампочки загорелись на столбах в России?