После аварии на электросетях у жителей Берёзовского массово вышла из строя бытовая техника. Люди уже два месяца пытаются получить компенсацию, но правды не найти днём с огнём. Подробности – в материале aif.ural.
Лампочки задымились
Зимним утром жители улицы Уральской в городе Берёзовском проснулись в страхе: электрические розетки трещали. Неподалёку строился частный дом, водитель грузовика с песком повредил электрические провода, что вызвало резкий скачок напряжения.
«Муж заметил, что из лампочек на кухне пошёл дым! – вспоминает жительница Берёзовского Светлана. – Встревоженные люди бросились на улицу проверять электропровода и обнаружили, что они порваны. Пострадали практически все соседи на нашей улице – у кого-то сгорели лампочки, удлинители, а у некоторых и дорогая бытовая техника. Нам, к примеру, пришлось потратить около 20 тысяч рублей на новую. А ведь мы с мужем пенсионеры…»
Соседи Светланы – Наталья и Дмитрий – тоже потратились. Модем, роутер, люстры, холодильник и другие приборы вышли из строя. Аварийная бригада из электросетевой компании в тот же день устранила неполадки на линии. Жильцы решили получить денежную компенсацию за сломанную технику: стали искать контакты фирмы-застройщика, чтобы взыскать с неё ущерб. Параллельно выяснилось, что аварию на электросетях устроил трудовой мигрант (водитель грузовика), который к этому времени успел благополучно покинуть территорию России и уехал к себе на родину.

«При чём здесь мы?!»
«Впервые слышу, что кто-то пытается получить с нас какую-то компенсацию! – удивлённо прокомментировал ситуацию представитель компании-застройщика Тимофей Селивончик. – Мы заказывали доставку, но водитель, который вёз груз, даже не доехал до нашего объекта и порвал провода. К нам обратилась сетевая компания, чьи кабели были порваны, и у неё к нам претензий нет! Мы строим дом на одном участке, а, условно говоря, на другом кто-то что-то сломал: так при чём здесь мы? По крайней мере, лично ко мне никто не обращался с вопросом, что надо что-то кому-то оплатить. Пусть жители общаются с тем самым трудовым мигрантом, который оборвал провода. Почему они с него не требуют компенсацию? Мы к этому отношения не имеем!»
Между тем случаи, когда бытовая техника не выдерживает скачков напряжения, нередки. К примеру, в 2022 году подобное уже случалось в Берёзовском. В 2020 году в Нижнем Тагиле из-за сильнейшего перепада напряжения сгорели электронные устройства сразу в десяти многоквартирных домах. В 2020 году в Серове из-за аварии на линии из всех электроприборов в МКД пошёл дым, ситуация едва не обернулась пожаром.
Получить компенсацию в подобной ситуации вполне возможно. В 2024 году энергетики возместили жительнице Режевского района стоимость бытовой техники, вышедшей из строя из-за резкого перепада напряжения во время грозы. В Ревде во время капитального ремонта была повреждена электропроводка. В результате у жильцов вышли из строя телевизоры, блоки питания от ноутбуков, радиотелефон и зарядные устройства для гаджетов. Потерпевшие обратились в ближайшее отделение Роспотребнадзора, где им помогли подготовить исковое заявление в суд. В 2018 году компания, занимавшаяся ремонтом, выплатила компенсацию не только за сгоревшую бытовую технику, но и за моральный ущерб. Энергосетевая компания также возместила убытки и моральный вред жителю города Заречного за стиральную машину, которая вышла из строя из-за скачка напряжения.

Что делать?
«У потребителя есть договор с поставщиком электроэнергии, и, если сгорает бытовая техника, очевидно, какие-то параметры не выдерживаются, – поясняет руководитель административной и уголовной практик Правового центра «Репутация», член Ассоциации юристов России Алексей Остапов. – Когда происходит авария на линии электропередач, первым делом необходимо обратиться в энергоснабжающую компанию. Она и устанавливает, кто виновник, потому что предприятию нужно возмещать собственные убытки. Шаг второй: если виновником оказался представитель конкретной компании, нужно обратиться в суд с требованием взыскать с неё ущерб».
Как рассказывает Алексей Остапов, иногда обращение в судебную инстанцию не требуется. Пострадавшая сторона имеет право написать ответчику досудебную претензию в свободной форме. Для этого нужно описать ситуацию, отразить причину поломки техники, а также изложить просьбу возместить убытки добровольно. Чтобы доказать затраты на починку техники, нужно предоставить документ из сервиса, где её чинили.
«Если компания-застройщик утверждает, что она не причастна к аварии, то к ответственности надо привлекать организацию, у которой была заказана доставка песка, – говорит юрист. – Трудовой мигрант, который отвозил песок, в любом случае был чьим-то сотрудником. Если фирма предлагает взыскивать ущерб с него, думаю, что к ним должно наведаться управление по вопросам миграции областного ГУ МВД вместе с налоговой службой. Этим ведомствам, скорее всего, будет интересно, как так получилось, что граждане других государств работают в фирме без трудовых договоров. Вряд ли компания заинтересована давать официальный ответ, что мигрант у них попросту не оформлен официально. А значит, они должны либо возместить ущерб, либо дать контакты другой организации, в которой этот зарубежный специалист оформлен».
Кроме того, в управлении Роспотребнадзора советуют: «При возникновении ущерба имуществу получить в ремонтной организации заключение (акт, заказ-наряд), документ об оплате за проведение ремонта бытовой техники (чеки, счета об оплате за ремонт, покупку запасных частей). При отклонении претензии полностью или частично либо при неполучении ответа в установленные для еë рассмотрения сроки (10 дней) гражданин имеет право обратиться с иском в суд».