Примерное время чтения: 11 минут
363

«Ты странная». Уральская ткачиха – о сакральности народного ремесла

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. «АиФ-Урал» 18/12/2024
Татьяна Мухарлямова: «Народное – хоть песни, хоть кухня, хоть ремесло – сложным не бывает».
Татьяна Мухарлямова: «Народное – хоть песни, хоть кухня, хоть ремесло – сложным не бывает». / Рада Боженко / «АиФ-Урал»

 «Научиться ремеслу может каждый. Народное – хоть песни, хоть кухня, хоть ремесло - сложным не бывает. Оно доступно каждому», - уверена пряха, ткачиха из города Заречный Татьяна Мухарлямова. Подробнее читайте на ural.aif.ru.

Не по фэншую?

- Вот это первый ткацкий станок, который у меня появился, - рассказывает Татьяна Мухарлямова. - Ему больше ста лет! Мне его привезли из Вологодской области, а с ним и много этнографических инструментов: скальню , бёрдо, вьюхи и так далее. Станок вырублен топором, даже затёсы видны. Он корневой, цельный – или искали такое дерево, или специально загибали берёзу, чтобы она в нужной форме сформировалась. И только потом еë рубили, чтобы сделать станок. 

- У разных ткацких станков есть свои особенности?

- Принцип ткачества неизменен на протяжении тысячелетий – есть нити основы, и есть нити утка. И эти принципы заложены в ткацкие станки, которые могут больше или меньше, или, например, лентоткацкий, который предназначен для ткачества тканевыми лентами. Уральские станки, к примеру, отличаются шириной, которая доходит до полутора метров. Не зря раньше говорили, что станок занимает всю избу.

- Ткачество – мудрёное дело?

- Если не уходить в сложные, многоремизные техники, то ткачество – это не сложно. Сложно заправить станок – это длительная, медленная, кропотливая работа. Вообще, по большому счёту, любые народные ремёсла не сложные. В своё время ткать умели все, значит, это всем под силу. Равно как и пряли все.  Когда девочке исполнялось пять лет, отец ей делал первое маленькое веретено. Известно же, что у маленьких детей усваиваемость информации в разы лучше, чем у взрослых, они моментально всё схватывают. А как прядение моторику развивает! Какое там новомодное нейрорисование, веретено возьмите: одной рукой тянете, другой крутите – разнонаправленное движение. 

Кроме того, ткачество – это ещё и история про память. Как-то ко мне обратилась женщина почтенного возраста, и я ткала для неё двухметровый половик из значимых для неё вещей. Она привезла, например, футболку, в которой была на Байкале, кофточку, в которой покупала первую машину, и так далее. Заказчица весьма обеспеченная, в квартире у неё современный модный интерьер, которому половик явно не подходит. Но она повесила его на стену в спальне напротив кровати. Понимаете? Дети и внуки далеко, возраст, хандра… «А тут, - она говорит, - я посмотрю на половичок – а жизнь-то удалась!» Я и для себя порой тку из каких-то вещей, а из детских футболок тку половички в их «домики». И, когда говорят, старое – не по фэншую, всё нужно выбрасывать, а детские вещи - это вообще энергетически плохо, я всегда отвечаю: а нести эти вещи на помойку хорошо?! Раньше ничего не выбрасывалось, и, когда читаешь этнографические записки, понимаешь, что люди за каждый клочок ткани бились. Кстати, и с точки зрения сбережения это правильно. У нас за последние 50 лет столько свалок образовалось, сколько не было за всю историю человечества. Так что ткачество – это ещё и про экологию.  

Крестьянская хватка

- Подозреваю, вам в пять лет никто веретено не вручал. Как же тогда вы к прядению и ткачеству пришли?

- Я прясть начала в 2007 году, когда у меня появились свои собаки и, соответственно, шерсть. Это (смеётся. - Ред.) врождённая жадность, крестьянская хватка. А ткачество… Это же взаимосвязанные, сопутствующие ремёсла. Куда-то же нитки надо пристраивать, невозможно же «стопятьсот» носков связать, хочется развиваться. 

- Вы у себя в мастерской  устраиваете встречи рукодельниц. Для чего?

- Да, раз в месяц в одно воскресенье у меня собираются пряхи, а в другое воскресенье - ткачи. Формирую круг общения по интересам, потому что люди варятся в своём соку. К сожалению, для взрослых людей нет пространства, где они могли бы встречаться. Им просто некуда пойти! У меня, например, в ближайшем окружении никто этим не занимается, более того, многие говорят: «Ты странная». И я не одна такая. На днях, например, ко мне женщина приезжала из Екатеринбурга, чтобы просто посидеть со мной, попрясть. 

Прядение и ткачество - сопутствующие ремёсла. За спиной мастера - её первый станок, которому больше 100 лет.
Прядение и ткачество - сопутствующие ремёсла. За спиной мастера - её первый станок, которому больше 100 лет. Фото: «АиФ-Урал»/ Рада Боженко

Я и мастер-классы провожу. И всегда говорю, мол, вы сначала попробуйте, поймите  – это ваше или не ваше, к душе или не к душе. А то мы же любим: ой, хочу-хочу! Скупаем всё, что можно, а потом завалы материалов лежат мёртвым грузом. Я и сама начала с того, что посетила мастер-класс, где мне в том числе показали, как заправляется ткацкий станок. Мне понравилось, поняла, что хочу этим заниматься. И тем не менее первый станок купила только через несколько лет.  А потом и другие стали появляться, я начала развиваться и продолжаю развиваться (это постоянный процесс)  в свободном полёте. Есть книги, есть люди и мастер-классы, есть, в конце концов, интернет. Всё тебе на блюдечке, учись не хочу, было бы желание. Кстати, участие в фестивалях  и ярмарках - это тоже своего рода развитие. 

- Что это участие даёт мастеру?

- (Смеётся. - Ред.) Пинок. Когда ты видишь, что людям нравится то, что ты делаешь, понимаешь – занимаешься этим не зря. Кроме того, благодаря ярмаркам и фестивалям у тебя появляются потенциальные покупатели и, что немаловажно, ученики. Ко мне, например, приезжали учиться прядению мама с дочкой, живущие за 350 километров.

- У вас есть секреты, которыми вы нипочём не поделитесь?

- У меня нет. Я ничего не скрываю, потому что считаю – это не честно. Люди заплатили за мастер-класс деньги, и я им рассказывают всё, что знаю. Более того, мне не жалко поделиться информацией сверх заявленной темы. Чем больше я отдаю, тем больше людей занимаются творчеством, и в глобальном масштабе мы делаем мир лучше. Маленькие шажочки нанизываются на нитку, и получается красивая дорожка хороших поступков. Так ты запускаешь цепочку добра. 

Словом, короны у меня нет, и пух на себя я не набрасываю. Как я уже говорила, научиться ремеслу может каждый. Народное – хоть песни, хоть кухня, хоть ремесло - сложным не бывает. Оно доступно каждому. 

Наелись синтетики

- Думаю, любой мастер что-то создаёт для кого-то…

- Мне интересен и «процесс ради процесса». Мне нравится этим заниматься. Появляется, допустим, какой-то раздрай в душе, ты садишься за прялку и… Из хаоса волокон делаешь упорядоченную нить, и подсознание на это откликается. Людям необходимо что-то делать руками. Но сегодня мало профессий, в которых бы человек что-то делал именно вручную, а ведь всем нам надо видеть результат своего труда.  Почему сегодня так востребованы мастер-классы? Быстрый результат!  Ты чашечку слепил,  нарисовал что-то, дорожку соткал – и доволен, получив свою дозу позитивного мышления: «Ай да я, ай да молодец!»

- Тем не менее есть и заказчики. Как вы считаете, почему сегодня людям так нравятся «ручные» изделия? Те же половички, например, которые явно не вписываются в стилистику нашей жизни?

- Прежде всего, думаю, дело в натуральных материалах. Люди наелись синтетики. Кроме того, ручная работа несёт определённый энергетический посыл. Я сама тоже что-то покупаю на ярмарках и знаю: берёшь вещь в руки и сразу понимаешь – твоё или не твоё. А вообще, всё новое – это хорошо забытое старое. Те же половички универсальны. Скажем, в бане или на кухне палас не положишь, а половик встряхнул, в стиралку забросил, высушил… Он удобен в использовании и приятен тактильно.

Как показывает практика, половички гармонично вписываются в любой интерьер.
Как показывает практика, половички гармонично вписываются в любой интерьер. Фото: «АиФ-Урал»/ Рада Боженко

- То есть всё идёт к возрождению ремёсел?

- Очень бы хотелось! Я, вообще, считаю, что такие мастерские, как у меня, должны быть в муниципальном ведении, потому что возрождение исконных традиций, ремёсел – это любовь к своей Родине, это воспитание патриотизма. И этим должно заниматься государство, у которого возможностей много больше, чем у нас, ремесленников.  Вот сегодня речь идёт о введении НВП, но, я считаю, защита своей Родины – это, да, яркое проявление патриотизма, однако дети должны просто любить свою землю, поэтому вывезите их на природу, покажите простор полей, красоту леса… И тогда они будут понимать, что защищать, а не побегут в Грузию.   

Кроме того, ремёсла надо возрождать, пока ещё не совсем утрачены технологии.  Носители ведь уходят. Помню, в деревне напротив нашего дома жила баба Дуся, которая даже полотенца ткала из хэбэшной нитки «сороковки»!

Словом, должна быть государственная программа по возрождению ремëсел.

- А между тем многие ремёсла в былые времена были чем-то большим, чем просто ручным производством каких-то изделий. Так ведь?

- Конечно. Скажем, прядение – это вообще одно из сакральных ремёсел. Во многих культурах есть богини,  которые плетут нить судьбы: у славян – Мокошь, у древних греков – Мойры, в римской мифологии – Парки… Как она будет сплетена – с узелками или гладко? Модное сегодня понятие «ткань мироздания» появилось гораздо позже, основа - это всё-таки прядение.

Опять же обратимся к народному фольклору. Те же наговоры... Если они делались на какую то вещь, её можно было, например, постирать в соли и таким образом от наговора очистить. Другое дело, если наговор делался на нить, вплетаясь в саму её структуру, – тогда от него никак не избавиться, разве только дотла уничтожить. Поэтому считалось (и до сих пор считается), что нельзя брать чужие старые веретёна, да и свои, «родовые», никому нельзя давать. И что первая спряденная тобой нитка является оберегом. Где-то этой ниткой, которую бережно хранили, перевязывали пуповину первенца пряхи. Где-то эту нитку хоронили вместе с пряхой… А потом эти обычаи в такие клубки переплетались!    

Зёрна этой информации мы можем собрать в сказках, в мифах, в фольклоре, в приметах… Так что, да, повторюсь, прядение – это сакральное ремесло. И оно не единственное такое.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах