Возможности для произвола
Кристина Шабунина, АиФ-Урал: Центральный стадион в Екатеринбурге – объект культурного наследия. Власти, наконец, поставили точку в этом вопросе – стадион решено расширить. Не пострадает ли культура?
Олег Букин: Это решение пока ещё не федерального, а регионального уровня. Документы, касающиеся «переделки» Центрального стадиона, переданы в Министерство культуры РФ, которое выскажет свое мнение относительно законности такой реконструкции. Сейчас речь идёт о перемещении частей памятника, а это недопустимо с точки зрения Конвенции об охране архитектурного наследия Европы. Россия официально является участником этой конвенции и должна соблюдать её нормы.
– То есть нельзя взять и пододвинуть закон, как сейчас хотят переместить элементы памятника…
– Конечно нельзя. То, что сегодня происходит, называется «когда нельзя, но очень хочется, то можно». Между тем правила должны существовать для всех, иначе появляется возможность для произвола – одному ты разрешаешь, а другому нет. Я уверен, что правила, во-первых, помогают поставить всех участников процесса в равные условия, а во-вторых, позволяют увидеть направление для развития.
Годы нигилизма
– Сегодня люди всё чаще выражают свою гражданскую позицию. В сфере защиты культуры они столь же активны?
– В истории Екатеринбурга были моменты, когда проявлялся массовый интерес к памятникам, чему, как правило, предшествовали массовые сносы. Так было в конце 80-х годов, когда люди дежурили у зданий и жгли костры, и на той волне очень много памятников было принято на государственную охрану. Потом всё начало затухать: в 90-е и нулевые годы был полный правовой нигилизм и полное вырождение права. И только к концу 2000-х годов общественность всколыхнулась вновь. В апреле 2009 года, когда сносили дом Ярутина, люди вышли на улицу – там были Евгений Ройзман, Владимир Шахрин. Тогда же появились гражданские активисты и организации, которые сегодня предлагают конкретные механизмы по выходу из создавшейся ситуации.
– Один из таких механизмов – придание Екатеринбургу статуса исторического поселения. Что даст этот статус?
– Во-первых, охране будут подлежать не только памятники истории культуры, но и другие исторические здания, которые будут включены в предмет охраны. Во-вторых, статус исторического поселения станет компромиссом, достигнутым между государством, муниципальной властью и гражданским и экспертным сообществом. Никто не хочет, чтобы тема сноса исторических зданий была фактором напряжённости, чтобы каждый раз, когда пытаются что-то снести, мы шли на улицу и протестовали.
Коллапс, а не развитие
– За что вы боретесь? Уйдёт наше поколение – придёт новое, которому, возможно, будет всё равно – есть эти здания, нет ли их…
– Я борюсь за то, чтобы не бороться. Я устал бороться. Я хочу урегулировать ситуацию с охраной памятников и добиться реализации таких инструментов, которые бы позволили решить все проблемы, связанные с охраной культурного наследия. Что касается подрастающего поколения... У детей должен быть пример, они должны понимать и представлять окружающую их действительность.
– Часто слышишь, что развитие города и сохранение исторических зданий – вещи несовместимые…
– Я устал слышать фразу «город должен развиваться». Конечно, должен, но, на мой взгляд, когда в центре все сносится и заново застраивается, происходит коллапс, а не развитие. Почему под развитием понимается такая модель, когда на месте двухэтажного здания строится 20-этажное – причём в той плотности инженерных сетей и в той планировочной структуре, которая была предназначена для маленького домика? Развитие могло бы быть куда более осмысленными, интересным и комфортным для горожан, чем то, которое нам предлагают сегодня.
– Мы часто живем с оглядкой на Запад, но только не в этом вопросе. Если в Европе исторические здания холят и лелеют, то мы смахиваем на Фому, не желающего знать свою историю. Менталитет такой?
У нас есть долг, который делает нас ответственными. Ответственность – очень важный момент, её-то и не хватает нам, вообще всем живущим в этом городе и в этой стране. Люди привыкли думать, что за них кто-то другой отвечает – государство, муниципалитет… Но за наше будущее и наше настоящее в ответе только мы сами.