Примерное время чтения: 10 минут
705

Кругом плесень! На Урале школу для особых детей определили в ветхое здание

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. «АиФ-Урал» 22/11/2023
В здании то и дело образуются трещины.
В здании то и дело образуются трещины. / Дарья Попович / «АиФ-Урал»

Посреди учебного года ученикам «Полевской школы», в которой реализуются адаптированные общеобразовательные программы, предписано покинуть здание и перейти в другое. Родители бьют тревогу: оно ветхое и не рассчитано на особых учеников. После того, как обращение к местной администрации не дало результатов, группа активистов пожаловалась в прокуратуру. Глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин поручил проверить информацию о нарушении прав детей-инвалидов в Полевском. Подробнее читайте на ural.aif.ru.

Только не падать!

Родителей учащихся «Полевской школы» поставили перед фактом: их дети должны посещать занятия в другом здании. Старое, дескать, не соответствует нормам безопасности. Вот только новый «школьный дом» оказался в ещё более плачевном состоянии. Закончить переезд планируется к декабрю. Перетаскивая вещи, мамы ужаснулись, увидев, в каких условиях предстоит учиться их детям.

Группа мам подходит к баскетбольной корзине в спортивном зале. Пол предательски прогибается под их весом. Под этим залом находится подсобное помещение, и там видно, как течёт потолок.

Представители родительского комитета идут дальше – знакомиться с новой школой. «Осторожно»! – кричит кто-то. Запинаюсь о высокий железный порог, телефон выпадает из рук. «Вы не ушиблись? – спрашивают сочувственно женщины. – Пойдёмте в столовую, только там тоже смотрите под ноги». Небольшое помещение со столами, плотно стоящими друг с другом, – между рядами не протиснуться. Трудно представить, как здесь будут обедать 150 человек.

По словам родителей, ребят будут кормить привозной едой из одноразовой посуды. «Мой всё вывалит себе на одежду. И они не научатся накрывать на стол», – сокрушается одна из мам. Экскурсия по школе продолжается.

Человеку с плохой координацией непросто воспользоваться таким туалетом, не говоря уже о том, что кабинки не закрываются.
Человеку с плохой координацией непросто воспользоваться таким туалетом, не говоря уже о том, что кабинки не закрываются. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

В туалетах нет закрывающихся кабин, а унитазы расположены на высоком «постаменте». «Пока будут лезть, описаются», – говорят мамы.

Один из важнейших кабинетов – логопеда – решили разделить на две части. В одной из них должны заниматься малыши. «Где работать? Это же проходное помещение вроде коридорчика», – педагог в недоумении. В её распоряжении – пространство чуть больше туалетной кабинки.

Вот такие высокие пороги встречаются здесь повсюду. Даже взрослому человеку иногда сложно не запнуться.
Кабинет логопеда — чуть больше туалетной кабинки. А ведь именно здесь проходят самые важные занятия. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

«Здесь опять порожек. Не упадите! Вот как наши дети будут здесь ходить, если даже взрослый здоровый человек постоянно запинается»?! – возмущается специальный педагог и мама ребёнка с особенностями развития Елена Рожкова.

Вот такие высокие пороги встречаются здесь повсюду. Даже взрослому человеку иногда сложно не запнуться.
Вот такие высокие пороги встречаются здесь повсюду. Даже взрослому человеку иногда сложно не запнуться. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Снаружи вид у здания ещё более неутешительный. Стены покрыты плесенью, кругом трещины – в некоторые можно просунуть руку. Рядом – обледенелая дорожка, по которой с трудом идут люди. Справа и слева есть железные ворота, только тропинок нет. Дети с нарушенной координацией должны продираться к знаниям через тернии в буквальном смысле слова.

И это далеко не полный список проблем учебного заведения, куда ребятам предстоит переместиться. Это при том, что школьники, которые придут сюда на учёбу, имеют ментальные нарушения, а значит, особые потребности. Они, например, долго привыкают к определённым условиям, а если те меняются, с большим трудом перестраиваются. Те же, кто передвигается на инвалидной коляске, и вовсе вынуждены будут перейти на домашнее обучение: в старом-новом здании нет пандусов, зато крутые лестницы и очень мало места.

Это не инклюзия

«Мы поступились своими амбициями, мечтами, потому что наша главная цель – адаптировать ребёнка к миру. Пусть он научится только полы мыть, но даже для этого надо проделать с ним большую работу, – объясняет представитель родительского комитета Наталья Климова. – А сейчас нам предлагают три варианта: заниматься в этом здании, где особым детям опасно находиться, перейти на домашнее обучение, лишив ребёнка социализации и заперев его в четырёх стенах, или пойти в общеобразовательную школу. У нас в классах ограниченное количество детей. Где-то занимаются пять, а где-то 13 человек. Учитель знает особенности поведения каждого: кто сейчас встанет посреди урока, кто начнёт громко говорить… Наши педагоги стали для ребят вторыми родителями, и они могут организовать процесс обучения, несмотря на все нюансы. Моя дочка умеет только читать, а её одноклассники – считать. Кто-то даже начал учить таблицу умножения. Здесь к каждому индивидуальный подход. В обычной же школе особый ребёнок будет просто просиживать часы. Таким детям нужны тьюторы, которые будут их сопровождать. Сомневаюсь, что они найдутся. Значит, у нас начнётся регресс, и вся работа – насмарку. А если здоровые дети начнут высмеивать мою дочь, она не сможет даже пожаловаться. Такое обучение – это не инклюзия. Фактически наших детей лишают права на образование».

На всех окнах установлены решётки, вопреки требованиям техники безопасности.
На всех окнах установлены решётки, вопреки требованиям техники безопасности. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Родители подчёркивают: если задача обычной школы – дать знания, то здесь всё немного иначе. Ребятам с умственными отклонениями важно просто научиться жить в обществе: правильно общаться и выполнять простые бытовые действия, мыть руки, класть еду себе в тарелку. А одна из важнейших целей – освоить азы рабочей специальности, чтобы потом поступить в колледж и выучиться, например, на маляра-штукатура.

«Где они будут штукатурить: в спортзале или на коленке»?! – возмутилась мама одного из учеников Надежда Туртаева. К слову, Надежда усыновила пятерых детей, один из которых имеет особенности умственного развития.

По её словам, на сегодняшний день о строительстве нового здания «Полевской школы» речи не идёт, а в старом педагогическому коллективу и ученикам остаться не разрешают. Более того, чиновники пригрозили: «Будете оббивать пороги – вообще школу расформируют».

На задворках

Ещё одна серьезная проблема – в «Полевской школе», судя по всему, не будет медработника. Ранее в штате была фельдшер, но из-за непосильной нагрузки она уволилась. «Когда на собрании, на котором присутствовала чиновница от образования, мы спрашивали, будет ли у нас хотя бы медсестра, та уходила от ответа. Теперь выясняется, что в школу будет приходить медработник, но чуть ли не раз в месяц», – рассказывает Елена Рожкова.

Отделка отходит от стен школы, кое-где видна плесень.
Отделка отходит от стен школы, кое-где видна плесень. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Между тем и педагоги, и родители понимают: особым детям может внезапно понадобиться помощь медика. К примеру, ребёнок не нашёл места в раздевалке или что-то пошло не так, в результате истерика, а за ней – приступ. По словам мамочек, предыдущая школа хотя бы находилась в самом центре города, рядом с больницей. Бригада скорой помощи могла приехать за считаные минуты.

Новое здание стоит на периферии, и добраться туда не так просто. Ехать с особенным ребёнком на общественном транспорте – сплошное мучение. А те родители, у кого есть машины, сетуют: добраться на них до школы – непростая задача.

«Там высокая гора, на которую не так просто заехать, – говорит Наталья Климова. – Тем более что дорога вспомогательная и очень узкая. Машины там ставить негде. Пока одного ребёнка высадят, проводят до школы, образуется километровая пробка. Нам обещали специальные школьные автобусы, только никто так и не сказал, сколько их и когда они точно будут. Кроме того, нам неизвест­но, будет ли у детей сопровождающий. Дело в том, что не все ребята могут ехать в автобусе самостоятельно».

…Устав от безрезультатности общения с чиновниками, группа родителей-активистов обратилась в прокуратуру. По их мнению, налицо ущемление прав детей-инвалидов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах