Очередное заседание постоянной комиссии Гордумы Екатеринбурга по безопасности жизнедеятельности населения посвятили наболевшим вопросам брошенных автомобилей и проблематике шеринговых электросамокатов. Что можно предпринять для устранения проблем и какие вопросы пока остаются без ответов – в материале «АиФ-Урал».
Дни «автомусора» сочтены
Вопрос об эвакуации брошенных автомобилей, которые «прописались» на обочинах, в парковочных карманах и на придомовых территориях Екатеринбурга, обсудили депутаты городской Думы, представители Администрации Екатеринбурга, а также Госавтоинспекции и прокуратуры. Зам. директора городского Департамента благоустройства Юлия Русалёва представила проект нормативного акта, согласно которому брошенные автомобили начнут эвакуировать на спецстоянки.
Прежде на пути этих мер стояло отсутствие возможности отыскать владельца автомобиля – данные о нём нужно было бы запросить в ГИБДД. Для этого требовалось специальное соглашение между Департаментом и Госавтоинспекцией. Но заключение подобного договора наложило бы дополнительную нагрузку на сотрудников дорожной полиции, которые и так сегодня в дефиците. А следующие за этим действия властей могли породить правовые коллизии. Тем более, владелец и пользователь автомобиля – не всегда одно и то же лицо. Однако на заседании комиссии был найден оптимальный выход.

Итак, если автомобиль, имеющий признаки заброшенности, определённые в акте, длительное время стоит на проезжей части и снижает пропускную способность улиц и дорог, препятствует уборке дорог и внутриквартальных проездов, а также проезду спецмашин (скорой помощи, пожарной и других служб), может быть эвакуирован после оповещения, которое разместят непосредственно на месте обнаружения.
«Мы будем давать оповещение, что автомобиль хранится с нарушением требований, а, следовательно, должен быть перемещён в надлежащее место хранения или утилизирован законным способом. Если в установленный срок владелец не позаботится о своём автомобиле, мы эвакуируем его на одну из четырёх специализированных стоянок для хранения задержанных в административном порядке транспортных средств, которые в настоящее время функционируют в городе. Процесс погрузки и разгрузки в ходе эвакуации будет сопровождаться фотофиксацией, а информация о дате изъятия транспорта, адресе и сроке его местонахождения будет размещена на официальном портале города», – пояснила Юлия Русалёва.

На спецстоянке авто пробудет до трёх месяцев, в течение которых владелец сможет предъявить доказательства права собственности на транспорт и забрать его, оплатив городу временное содержание своего «железного коня».
Если этого не произойдёт, дальнейшая судьба автомобиля будет решаться в судебном порядке. И вот тогда Департамент благоустройства запросит в ГИБДД данные о владельце машины, чтобы вызвать в его суд. Владелец, а если нужно, то и фактический пользователь автомобиля смогут явиться в зал суда, принять на себя ответственность за брошенную машину и вернуть её, возместив городскому бюджету издержки. Либо авто будет признано бесхозным и поступит в собственность городских властей. А далее может отправиться на утилизацию.
«Хорошо, что дело наконец-то сдвинулось – вопрос этот стоял не один год, и к его решению и мы, и мэрия искали разные подходы. Мы поддерживаем высказанную на заседании инициативу и будем наблюдать за её развитием», – подчеркнул депутат Гордумы Игорь Володин.

По итогам заседания комиссии по безопасности жизнедеятельности Гордумы решено направить проект на согласование в ГИБДД и городскую прокуратуру, после чего в своём окончательном виде он будет представлен на следующем заседании Думы в июне.
Куда катится СИМ?
Также на повестке заседания стоит вопрос с шеринговыми электросамокатами, пользование которыми до сих пор почти не регулируется законами. И это ежегодно приводит к печальным последствиям. Так, по данным городской ГИБДД, в 2024 году в Екатеринбурге произошло 96 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ), в результате один человек погиб, 101 – пострадал, в том числе 23 несовершеннолетних. С начала 2025 года зарегистрировано 10 ДТП, в них травмы получили 11 человек, включая 6 детей.

Тему обеспечения безопасности при использовании самокатов уже неоднократно поднимала рабочая группа городской Думы по вопросу контроля установки технических средств организации дорожного движения в Екатеринбурге. Идеи, озвученные участниками рабочей группы, стали частью правил использования электросамокатов, установленных на территории уральской столицы.

«Мы добились того, что появился регламент взаимодействия между муниципалитетом и компаниями. Но его постоянно придётся дорабатывать: где-то вводить ограничения, где-то, наоборот, ослаблять. Мы видим, что есть понимание о том, что СИМ становятся полноценным транспортным средством. Наверное, мы придём к тому, что все они будут на учёте и будут иметь номера. Возможно, будет какая-то интеграция самих приложений и единых систем верификации, например, сервиса Госуслуги», – рассказал депутат Тимофей Жуков.
Его коллега Сергей Павленко подчеркнул, что запрет шеринговых самокатов на территории Екатеринбурга – не решение проблемы. В любом случае остаются личные СИМ горожан, включая велосипеды, в том числе электрические, которые также несут угрозу безопасности дорожного движения.
«Нужно на более высоком уровне (законодательном) принимать решение о введении аналога прав на управление СИМ и соответствующей ответственности пользователей. Также следует проводить обучение, чтобы люди могли потренироваться, прежде чем выезжать на людные улицы», – добавил Сергей Павленко.

Среди озвученных на заседании инициатив было предложение запретить пользование электросамокатами ночью, с 23:00 до 06:00.
Зам. начальника городского отдела ГИБДД Павел Крылов подчеркнул, что в тёмное время суток труднее правильно оценить степень безопасности, не заметить неровности дороги. Также в этот период за управление СИМ чаще берутся люди в состоянии алкогольного опьянения, которые имеют ещё больше факторов риска.
Думцы подготовят эту инициативу и выдвинут ее на рассмотрение городских властей.