В своё время Оля Константинова подумывала пойти в медицинский, но страх перед возможной профессиональной ошибкой останавливал. Как потом с этим жить? Талантов у неё было множество: и пела, и художественной гимнастикой занималась, и в математике среди сильнейших в школе числилась, и на олимпиадах по английскому побеждала… А ещё рисовала – занималась в изостудии на родной Вагонке, в Нижнем Тагиле.
Обогнали свое время
В общем, выбор пал на архитектурный институт. Оля поступила сразу, вот только на дизайнерское отделение не набрала баллов и… забрала документы.
А Юрий Демидов, директорский сынок из Перми, в школе как-то не определился и, получив аттестат зрелости, пошёл работать токарем на завод, чем потряс знакомых до самой глубины души. Потом была армия, после – вступительные экзамены в свердловский архитектурный. Оля говорит: «Влюбился в Свердловск с первого взгляда». Кстати, в архитектурный он с первого захода не поступил. Ушёл с математики, даже не попытался как-то выкрутиться, несмотря на остальные пятерки в экзаменационном листе.
Они заметили друг друга через год, на подготовительных курсах. Она – практически сразу, слишком, говорит, нос задирал. Он – чуть позже, когда она решила какую-то нерешаемую математическую задачу.
На втором курсе молодые люди поженились, на третьем родился Никита. Юная мама и чуть более взрослый папа тут же рука об руку ушли в академку. Дитя воспитывали по всем правилам, самостоятельно – Олина мама внука не дождалась, а Юрины родители были далековато.
Парень рос благодарным, в месяц выглядел на три. А когда залопотал, объявил всем, что мама у него студентка, а папа сторож.
Ещё до выхода на диплом Ольга разрабатывала ортопедическую коляску для детей. Юра принимал деятельное участие в её трудах. И когда у него случились проблемы со здоровьем, но от ответственности за материальное благополучие семьи никто не освобождал, Оля свою тему передала мужу, а сама занялась обычной детской коляской. Как молодая мама, она осознавала все её плюсы и минусы.
В ходе творческого процесса основательный, глубоко мыслящий, да ещё и токарь по первой профессии, Юра придумал действительно потрясающую коляску. В ней ребёнок-инвалид самостоятельно мог привести себя из положения «лежа» в положение «сидя» и обратно – это позволяло ему какое-то время обходиться без посторонней помощи. Юрин замысел рисующая фантазёрка Оля дополнила современным внешним видом конструкции. И всё это вместе стало просто находкой. Новым словом.
Настолько новым, что в Бюро патентов и изобретений, куда подали заявку на промышленный образец, суть не поняли. И поначалу прислали ребятам отказ, предъявив английский аналог.
Прошло ещё какое-то время, прежде чем авторы сумели доказать, что их конструкция отличается от зарубежной принципиальной новизной. Ведь речь шла о самостоятельном пользовании предметом, английский же образец требовал присутствия постороннего человека.
В общем, в конце концов из Госкомитета по делам изобретений и открытий были получены удостоверение и патент, а также свидетельство на промышленный образец ортопедической коляски.
В дальнейшем Демидовы даже выиграли конкурс на лучшее изделие для людей с ограниченными возможностями, объявленный журналом «Изобретатель и рационализатор».
Между тем, пока Юра занимался своим дипломом, Оля занималась своим. У неё тоже была коляска – многофункциональная трансформируемая детская прогулочная. Пожертвовав Юре собственную тему, она с той же увлечённостью начала вгрызаться в другую.
Забавно, но придуманное ею в 80-х средство передвижения для малышей сегодня входит в моду. То есть, конечно, это уже другая коляска, и придумал её кто-то другой, но Олина точно была не хуже. Капюшон у неё был прозрачный, чтобы мама с ребёнком могли видеть друг друга, угол наклона менялся (Ольга специально ходила в мединститут – узнать, как устроен позвоночник малыша, чтобы всё было эргономично).
Сегодня ту её коляску, помимо основного функционала, запросто можно было бы использовать в качестве автомобильного кресла, а ещё она уже тогда догадалась, как кабриолет для новорождённых превратить в съёмный заплечный рюкзак для переноски малыша без шасси и колёс. Это нынче он у каждого второго за плечами или на животе. А тогда… Обогнала талантливая девушка своё время.
Дизайнер, редактор, депутат
После института Ольга Алексеевна Демидова попала в НИИ технической эстетики, но поработать долго не довелось. Больше занималась воспитанием подрастающего поколения: одна за другой у Никиты родились две сестрёнки – Катя и Даша.
Юрий Евгеньевич Демидов тоже не задержался в СИПИ, куда попал по распределению. Работал в НИИ Тяжмаша, где как-то сама собой стала складываться карьера. Он даже к знаменитой стиральной машине «Малютка» руку успел приложить. А вскоре стал начальником отдела товаров народного потребления.
Когда Уралмаш (институт входил в состав производственного объединения) озаботился созданием своего МЖК, Юра, как многодетный отец, сразу оказался среди участников жилищной программы. Как все, занимался обычными строительными делами: кладка, отделка, монолиты…Соседи скорбно интересовались у Ольги: папа-то есть у детишек? Или одной такую ораву поднимать приходится?
Но было всё-таки нечто, что Демидова отличало: дизайнер, как никто другой, мог подобрать цветографику для интерьера подъезда или экстерьера дома. Или, что вообще мало кому доступно, расписать 12-метровую стену в спортивном клубе «Лидер». Или выпустить боевой листок, стенгазету, для которой приходилось брать интервью, фотографировать. Работать для воплощения мечты о заветных квадратных метрах надо было много! Соседи скорбно интересовались у Ольги: папа-то есть у детишек? Или одной такую ораву поднимать приходится?
Орава росла, родители, каждый на своём посту, трудились. А тут подоспела перестройка. Юра стал редактором стенной газеты НИИ Тяжмаша, состоявшей из 10–11 ватманских листов. Читатели собирались со всего завода. Когда подходило время менять номер, крепкие рабочие парни оттесняли мешавшего им интеллигента Демидова со словами: «Погоди, ещё не все прочли». Газета как-то лихо превратилась в рупор уралмашевцев.
Главный редактор после первых же свободных выборов в стране стал депутатом последнего городского совета 21-го созыва, а уже в горсовете – председателем комиссии по культуре.
Творческий человек всегда и поймёт творца, и посочувствует. Юрий Евгеньевич бился за своих подопечных как лев. Изо всех сил, к примеру, старался удержать на плаву уже заявившие о себе художественные коллективы: детский театр балета «Щелкунчик», хор мальчиков Сергея Пименова, хор «Доместик», театр «Волхонка». Демидов пытался помочь, искал (и находил) муниципальное финансирование.
К депутату Демидову шли окрылённые переменами верующие, мечтавшие вернуть храмы, к нему обращались музейщики, которых грозились выкинуть из храмов-музеев на улицу…
В тот горсовет можно было прийти всегда, с утра до позднего вечера на четвёртом этаже городской ратуши кипела бурная жизнь.
И пока Юрий Евгеньевич сутками депутатствовал, у активной и инициативной Ольги стали появляться индивидуальные дизайнерские заказы. Тут бы и развернуться, но муж запретил даже думать о какой-то предпринимательской деятельности. Он – при власти, а значит – нельзя, неэтично.
«Антон Палыч, мы Вас услышали»
Это потом уже, когда горсовет разогнали, а вместо него появилась дума, они вернулись в свою профессию.
Придумали, например, для администрации современный бланк благодарственного письма и бланк дипломов премии Татищева и Де Геннина. На этих документах отсутствовали привычные знамёна и ленинские портреты. Зато имели место наши, региональные, ценности, скажем, горделивый уральский малахит.
Разработали Демидовы и фирменный знак УОЛЕ, сотрудничали с Торговой палатой, оформляли выставки и школьные стенды, эмблема гимназии № 9 – тоже их рук дело, как и дневник екатеринбургского школьника, посвященный 285-летнему юбилею города.
Не чурались никакой работы, но творческая приносила настоящее удовлетворение.
Вскоре Юрий стал главным художником Объединенного музея писателей Урала, и на протяжении двадцати лет они с Ольгой делали многочисленные юбилейные экспозиции.
«Антон Палыч, мы Вас услышали» – так называлась одна из таких работ. Больше ста лет назад Чехову не понравился ни Екатеринбург, ни екатеринбуржцы. Но с тех пор город изменился: похорошел, помолодел, расцвёл. Когда-то Вениамин Метенков сделал панорамные фото Екатеринбурга – снимал с 43-метровой колокольни Екатерининского собора. Демидовы решили увековечить Екатеринбург с того же места, с той же высоты.
Были получены все визы, заключены все договоры, аэростат шумел на всех парах в ожидании сигнала к взлёту. Оставалось найти 50 тысяч, но руководство музея развело руками. А тут – ура! – выборы. «Мы поднимем ваши слоганы на должную высоту», – предложили дизайнеры, чётко угадав злобу дня. Вместе с лозунгом к облакам поднялись обвешанные всевозможной фотоаппаратурой супруги Демидовы.
Они снимали сверху. Снизу их снимала дочь Даша.
Такой панорамы современный Екатеринбург ещё не видел. «Там, под небом голубым, – говорит Оля, – город наш маленький, тихий и светлый. И жёлто-красное солнце красит его, ну да, нежным светом. И так чисто, так тепло вокруг…»
Родители много работали. Дети – вся троица – им помогали, участвовали, были на подхвате, перенимали опыт, учились сами, легко освоили интернет и онлайн-технологии. Во-первых, интересно. Во-вторых, мама с папой недвусмысленно говорили: «Хочешь новые сапоги – займись делом». К окончанию школы Никита, Катя и Даша прекрасно рисовали и не менее прекрасно клеили пленку, резали пластик, фотографировали и разбирались в компьютерных графических программах.
Друг за другом, окончив архитектурный (а Никита ещё и защитив кандидатскую), все они стали дизайнерами.
Никита Юрьевич полтора десятка лет преподавал в классическом университете. Сейчас работает самостоятельно – обучает желающих созданию сайтов, графике, пиар-менеджменту.
Катя увлеклась фотографированием. У неё тоже свой сайт и много заказчиков со всего мира.
Даша – замечательный видеооператор – проводит обучающие семинары по монтажу видеороликов.
А вот Юрия Евгеньевича этим летом не стало. Семья осиротела. Выжить помогли любовь, память и профессия – дело, которое требует много времени, сил и глубокого погружения.
Текст: Лия Гинцель