Развитие мототехники в Свердловской области принято связывать с мотоциклами «Урал», однако «байкерское» движение зародилось в регионе гораздо раньше: 120 лет назад на дорогах Екатеринбурга и Среднего Урала появились первые «велосипеды с мотором». Подробности — в материале ural.aif.ru.
Сначала был велосипед
Более двух веков назад уральский крепостной мастер Ефим Артамонов изобрёл велосипед и совершил на нём поездку из Верхотурья в Москву. Историю эту многие подвергают сомнению, однако в начале XX века велосипеды на Урале приобрели большую популярность. Ещё в 1886 году было создано Екатеринбургское общество велосипедистов-любителей, а через год на местном ипподроме была организована первая гонка. В ней участвовали велосипеды марок «Скороход», «Империал», «Кенгуру» и «Русский клуб». Машины были небезопасны: у них не было шин, и все неровности на дороге спортсмены в полной мере ощущали «пятой точкой». Передние колёса у первых моделей были значительно больше задних.
В 1900 году в городе начали строить велодром. В начале XX века любители организовывали соревнования «Лучший гонщик Екатеринбурга» и «Лучший гонщик Урала», дальние поездки по Московскому, Сибирскому и Челябинскому трактам (от 96 до 260 вёрст), состязания для дам и подростков. Энтузиасты даже разработали правила уличного движения на велосипедах по городу. Их обсудила и утвердила местная дума, и позднее они были распространены на автомобили и мотоциклы.
Первое явление «двухместного велосипеда с двигателем» произошло в Екатеринбурге в июне 1903 года, о чём сообщала газета «Урал». Но имя владельца осталось неизвестным, а сама машина, судя по всему, была выписана из-за границы.
Ревущие монстры
Массовая продажа мотоциклов стартовала в Екатеринбурге в 1904 году. Местный филиал «Товарищества Ж. Блок» располагался на пересечении Главного и Вознесенского проспектов и вместе с велосипедами «Свифт», «Ройал-Блок», «Рэмблер» торговал мотоциклетками фирмы «Вернер». Основателями компании были братья Михаил и Евгений Вернеры, переехавшие в Россию из Франции.
Ведущим отечественным производителем велосипедов, мотоциклов, автомобилей (а также дирижаблей и аэропланов) в начале XX века была фабрика «Дукс» в Москве, где освоили производство мотоциклеток «Мото-Рев-Дукс». Они являлись аналогом швейцарских моделей «Moto-Reve» («Мотомечта»). Жители Екатеринбурга могли также выписать из Петербурга машины бельгийской фирмы FN.
Некоторое время в отношении нового транспортного средства применялось словосочетание «велосипед с мотором», но оно быстро вышло из употребления. Его заменили «мотоциклет», «мотоциклетка», которые позднее и трансформировались в привычный для нас «мотоцикл».
Дорогое удовольствие
Одним из первых владельцев велосипеда с мотором в Екатеринбурге был Рихард Робертович Штроль — фигура поистине легендарная. Он родился в 1882 году в Саратовской губернии, в семье предпринимателей, объездил много городов и в конце концов осел в Екатеринбурге, где открыл фирму по продаже резиновых и парфюмерных изделий. Однако настоящей его страстью были новые виды транспорта: велосипеды, мотоциклы и автомобили. Вскоре он стал представителем рижского предприятия, выпускавшего велосипеды «Россия». Штроль отслеживал все иностранные и отечественные новинки, стал членом Екатеринбургского общества велосипедистов-любителей, постоянно участвовал в вело-, мото- и автогонках, был организатором соревнований.
Торговлю мотоциклетками в Екатеринбурге организовал торговый дом «Победа», а позже этим занялся и коммерсант Штроль. Во дворе его магазина был гараж, где любой желающий мог взять напрокат автомобиль или мотоциклет. Судя по рекламным объявлениям в местных газетах, на рынке в те годы преобладали модели фирм «Вандерер» и «Пежо». В конце концов Штроль почти монополизировал этот бизнес, хотя вряд ли мотоциклы приносили ему большой доход. Для большинства горожан цены на них (несколько сотен рублей) были «неподъёмными». Такую сумму рабочий на заводе не зарабатывал и за год.
Чтобы мягче падать
Первые мотоциклисты одевались по «велосипедной» моде: шерстяной пиджак, бриджи, гетры, туфли и кепи. Какая-то особая защита не требовалась, потому что скорость «железных коней» не превышала 30 км/ч. Однако скорости росли, поэтому байкерам пришлось озаботиться средствами защиты.
Во-первых, в экипировку мотогонщика вошёл защитный шлем. Поначалу он изготавливался из тонкой перчаточной кожи и оберегал разве что только от встречного ветра. Но позднее производители стали использовать толстую и жёсткую тиснёную кожу с наружными амортизирующими валиками, заполненными губчатой резиной, а также внутренний подшлемник. Такой головной убор неплохо защищал голову при падении.
Второй непременный атрибут — очки-консервы, пришедшие из гардероба велосипедистов. В целом костюмы мотоциклистов были очень похожи на амуницию авиаторов: кожаная куртка, галифе, высокие шнурованные ботинки, перчатки с раструбами.
Спортсмен Борис Кремлёв, в 1913 году принимавший участие в гонке «Tourist Trophy» в Англии, так описал основной принцип экипировки мотоциклистов: «Вспотел и устал я страшно и, главное, от того сильного нервного напряжения, в каком находился ежесекундно весь мой организм в течение этой тренировки. Твёрдо решив дальше не ехать, я снял кожаный шлем, куртку и две толстые фуфайки. Все гонщики одеваются так толсто не от холода, а на случай падения: всё-таки чем толще одет, всё мягче обо что-либо приложиться...»
Первый рекорд
На днях в Музее истории Екатеринбурга (ул. Карла Либкнехта, 26) открылась первая выставка о зарождении мотодвижения в Свердловской области: «Бег моторов. Двадцатый век начинается». Большую часть экспонатов для неё предоставил Музейный комплекс Верхней Пышмы.
«Экспозиция посвящена 120-летию появления в столице Урала первых транспортных средств с двигателями, — рассказал директор Музея истории Екатеринбурга Игорь Пушкарев. — Оно ознаменовалось двумя событиями: во-первых, в городе стартовали продажи мотоциклов, а во-вторых, в 1904 году состоялись первые мотогонки. В них участвовало пять спортсменов. Две версты машины проехали за 6 минут 44 секунды. Сегодня нам кажется, что это очень медленно, но это был первый в Екатеринбурге технический рекорд...»
Интерес к мотоциклам в городе то падал, то возрастал. Обычно мотогонки включались в программу велосипедных состязаний. Так, 9 июля 1906 года состоялся заезд для мотоциклеток на две версты (2,12 км). Правда, его участником был единственный байкер — Рихард Штроль, преодолевший дистанцию за 2 минуты 66 секунд.
В дальнейшем количество спортсменов составляло от двух до трёх человек. В гонках 15 июня 1908 года, помимо Штроля, участвовали владелец слесарной мастерской Павел Курочкин и нотариус Александр Ардашев. Последний, к слову, был двоюродным братом В.И. Ленина. Победу в двух заездах одержал родственник будущего вождя мирового пролетариата.
Ардашев был известен самыми разными спортивными достижениями. Например, он выиграл первый в городе турнир по шахматам. Брат Ленина терпеть не мог большевиков, крайне отрицательно отзывался о деятельности своего родственника, после Октябрьской революции был арестован, однако заступничество вождя спасло его от расправы. В 20-е годы Ардашев уехал в Москву, работал в Совнаркоме, вышел на пенсию и умер в 1933 году своей смертью в возрасте 70 лет.
А вот судьба Штроля и его семьи сложилась трагично. В Первую мировую он был арестован за «пораженчество» и немецкое происхождение, выслан в Иркутск, где в 1915 году скончался. Его супруга — Леокадия — продолжила дело мужа, но после Октябрьской революции предприятие было национализировано, а всё имущество конфисковано. В 1935 году она была выслана из Свердловска, а через шесть лет расстреляна за «антисоветскую агитацию».
В годы Гражданской войны развитие мотодвижения на Урале приостановилось. Как белые, так и красные реквизировали у населения все виды существующего на тот момент транспорта для нужд армии: лошадей, автомобили, мотоциклы и велосипеды. Мотоспорт и мототехника вновь начали развиваться в 20-е и 30-е. В 1941 году на Урале был создан знаменитый Ирбитский мотоциклетный завод, но это уже совсем другая история.